Что за гламуром?
…Детская мечта служить Мельпомене у девочки из туркменского городка Байрамали зародилась не случайно. Родители Алины частенько наведывались в Самарканд погостить у своих приятелей, ну и, конечно, не исключали возможности посетить местный театр, заодно приобщая своих детей к искусству. Приехав в очередной раз в Самарканд уже в 15-летнем возрасте, Алина узнала, что в театре им. А. П. Чехова (так он тогда назывался) идет набор актеров. Наиболее одарённых сразу принимали в штат, обучая по ходу дела азам актерского мастерства. Пройдя успешное прослушивание у главного режиссёра театра А. Акимова, Алина получила приглашение на работу в театр. Признавшись, что ей ещё надо окончить школу, одухотворенное юное дарование возвращается в Туркмению.
Дабы иметь за плечами хоть какой-то творческий багаж, А. Кашаева параллельно обучается в Школе искусств г. Байрамали по специальностям хореограф и стилист-визажист.
В 2000-м году А. Кашаева снова в числе претендентов на прослушивание. К тому времени в театре многое изменилось. Теперь пришлось держать экзамен перед народным артистом УзССР, художественным руководителем театра Е. А. Шлейкиным. И снова удача - Алину принимают актрисой вспомогательного состава.
Помимо занятости в спектаклях детского репертуара, начинающей актрисе поручают сыграть характерную роль Текле в спектакле "Ханума" и.о.главного режиссёра Е. Шлейкина.
- Незабываемые впечатления, - делится Алина. - На мне шикарный театральный костюм, парик, грим, и с самого начала артистической карьеры такая большая возрастная и серьёзная роль!..
Потом были и небольшие, и главные роли. В процессе работы проходило обучение не только актерскому мастерству, но и, своего рода, прохождение школы жизни. Евгений Алексеевич Шлейкин был настоящим воспитателем. Например, требовалось приходить на репетицию не прямо к звонку, а минимум за 15 минут до начала, чтобы настроиться на рабочий лад. Ещё одно из правил гласило: являться на репетицию в "рабочей форме".
- Однажды я вышла на сцену в узкой юбке с разрезами и на высоких каблуках, - делится Алина, - Евгений Алексеевич приостановил репетицию, отправил меня в гримерку, чтобы я переоделась в удобную для работы широкую театральную юбку и мягкую обувь. Ещё не позволялось выходить на сценическую площадку с украшениями, если только бижутерия не обыгрывалась по сюжету пьесы. Как пояснял наш руководитель, лишний блеск металла отвлекает зрителей. К сожалению, эти правила сейчас не соблюдаются.
По семейным обстоятельствам, после декретного отпуска актрису Кашаеву переводят на "облегчённый труд" - назначают помощником главного режиссёра В. М. Бродянского. При всей этой ответственной должности её вовлекают в новые спектакли, в том числе детские сказки.
Немало было ролей и в постановках для взрослой аудитории. Все сыгранное перечислять нет смысла. Но за 18 лет творческой деятельности актрисой А.Кашаевой сыграно более 50-ти ролей.
- Алина, судя по внешним данным и по складу характера, ты актриса лирического амплуа, но, тем не менее, занята в спектаклях разнообразного жанра…
- На то мы и актеры, чтобы ИГРАТЬ. Не повторять свой жизненный образ на сцене, а "влезать в шкуру" отрицательного персонажа или характерного героя. Это постоянный поиск своего я в другом плане интересен и увлекателен.
- В спектакле Н. Коляды "Курица" ты играешь главную роль. Согласно сюжету пьесы, многие начинающие актёры, пожалуй, проходили этот "куриный период", когда "деды" "воспитывают" новобранцев. В твоей творческой практике бывали аналогичные ситуации?
- Нет, я с таким не сталкивалась. В те годы молодых начинающих было много в театре. Раньше спектакли ставились с большим количеством участников, и нас постоянно привлекали как для исполнения ролей, так и для массовых сцен. Потом у всех нас были покровители. Я с теплотой вспоминаю своих наставников В. Басалаева, Н. Камарову, Е. Шлейкина, В. Бродянского. Наблюдая за игрой других актеров (а тогда было много именитых мастеров сцены), вслушиваясь в их советы, касающихся профессии, я тоже училась, работая над собой. Я благодарна своим учителям, которые развили во мне драматические способности, а ещё я стала поющей и танцующей актрисой.
- Ни для кого не секрет, что тебя называют "гламурной особой". Бытует мнение, что такие люди не уверены в себе и с помощью косметических экспериментов стараются выглядеть выигрышнее.
- А разве плохо быть привлекательной? С древних времён женщины всегда находили способы украсить себя: парики, букли, шиньоны, румяна, подводки для глаз (на Востоке из той же сурьмы). Разговоры же про неуверенность – это ложное представление о красоте. А вообще я привыкла быть всегда в форме. Тем более на протяжении многих школьных лет занималась легкой атлетикой, выступая на эстафетах за честь школы, района, города, области. Так что "гламур" - это, прежде всего, огромный труд.
- За 18 лет, живя в Самарканде, ты добилась многого и в творчестве, и в жизни. Руководство отзывается о тебе достаточно лестно: старательная, аккуратная, ответственная, активная, работоспособная… За тобой тянется творческая молодёжь. Ты – актриса высшей категории и неординарная личность. А что в будущем?
- Моя пожизненная задача – взрослеющая дочь. Она занимается спортом, делает успехи в изучении иностранных языков. У неё хорошие вокальные данные. Что бы она ни выбрала в жизни, я ей буду всячески помогать. В творческом плане хочется, как раньше, чтобы в театре чаще ставились классические спектакли с антрактами, большим количеством участников. Например, сказка из репертуара прошлых лет "12 месяцев". И стар и млад были заняты в этой постановке, играли по несколько ролей в одном спектакле. Молодые актеры сейчас более востребованы в детских постановках. А мы, так сказать, актёры среднего поколения, хотим играть в более серьезном жанре. Одноактных комедий в репертуаре театра уже предостаточно…
- У всех у нас есть и друзья, и враги…
- Я отношусь к досужим вымыслам в мой адрес спокойно. Не стараюсь что-то доказывать. Время всё расставит по своим местам. Работа превыше всех кулуарных хитросплетений. Спектакль – коллективный продукт группы людей. Хотим мы того или нет, но будем играть на сцене вместе. Потому что мы работаем для зрителя, а не ради своих амбиций.
Лариса САДЫКОВА.