Чем запомнился минувший год самаркандцам?

Вот и прошел непростой 2020-й год – год испытаний, волнений, потерь и, в то же время, больших достижений и надежд. Листая подшивку газет и просматривая новости в интернете, не устаешь удивляться калейдоскопу событий, которые произошли за один год только в одной Самаркандской области. Многие из этих событий стали поводом для бурных дискуссий, эмоциональных всплесков, настоящего ажиотажа, а некоторые прошли почти незамеченными, но, тем не менее, именно они являются своеобразным маркером социально-экономического и общественного развития. Предлагаем читателю вспомнить о них.

Выборы года

Политическое направление в регионе определилось с выборами сенаторов в Олий Мажлис Республики Узбекистан из числа депутатов областного Кенгаша. Ими стали: Эркинжон Турдимов, хоким области; Рустам Холмуродов, ректор Самаркандского государственного университета; Гавхар Алимова, заместитель хокима области; Хасан Нормуродов, герой Узбекистана; Фармон Тошев, главный редактор газет «Зарафшон» и «Самаркандский вестник», и Шавкат Жалолов, председатель совета директоров ассоциации Agromir group. Именно на их плечи легла ответственная задача по донесению до парламента и правительства страны надежд и чаяний своих избранников, осуществление контроля над реализацией государственных программ.

Возрождение года

Бывший Дом культуры химиков, который многие годы стоял заброшенным и превращался в монументальные развалины, после капитального ремонта не просто получил статус дворца культуры «Нурафшон», он им стал по-настоящему. Сегодня «Нурафшон», возрожденный из руин, оснащенный дорогим оборудованием, включая японскую аппаратуру для студии звукозаписи, насчитывающий десятки кружков, свой ансамбль и изостудию, единственный в нашей области имеет первую категорию.

Карантин года

Пандемия коронавируса COVID-2019 коснулась и древней самаркандской земли. Как и по всему миру, в республике с 16 марта начали постепенно вводить карантинные меры: закрывались образовательные и развлекательные заведения, государственные учреждения, суды, магазины, точки общественного питания, прекратились сначала международные транспортные сообщения, а потом и внутренние. Введен запрет на хождение без масок, запрещены свадьбы и другие мероприятия с участием более 15 человек.

Перед тем как жизнь в области замерла в неизвестности на несколько месяцев, население буквально штурмовало прилавки магазинов, запасаясь продуктами питания и необходимыми предметами гигиены и обихода. Скачок цен удалось стабилизировать, хотя позже такой же скачок все наблюдали в отношении лекарственных препаратов.

Карантинные меры и жесткое ограничение передвижения на время сдержало распространение вируса, но совсем ненадолго, поэтому в Самарканде и районах были построены больницы для размещения больных с коронавирусом. И если в самом начале количество заболевших и выздоровевших регулярно объявляли в СМИ, и все с тревогой наблюдали за этими колонками из Минздрава, то в разгар заражения – августе-октябре - когда оно стало массовым, на данные цифры перестали обращать внимание. Точное число переболевших теперь уже никто не скажет, но его может показать поголовное тестирование на антитела, однако это дорогое удовольствие.

К чести властей и самоотверженного медперсонала, с пандемией удалось совладать. Как отмечалось в послании хокима области Э. Турдимова, из Антикризисного фонда нашему региону было выделено 147,3 млрд. сумов на борьбу с распространением коронавирусной инфекции.

К сожалению, от коронавируса либо его последствий умерло немало наших соотечественников, как обычных граждан, так и видных деятелей политики, социальной сферы, науки, культуры и искусства.

Добрые сердца года

Пандемия и карантин, наряду с негативными сторонами жизни, ростом преступности, показали всемерно и бесконечную доброту наших людей. С первых дней карантина инициативные группы самаркандцев раздавали нуждающимся - горожанам и сельским жителям - продукты питания, маски, антисептики и перчатки.

Затем помощь стала оказываться через Центр координации спонсорской деятельности, который был создан Постановлением специальной республиканской комиссии при Министерстве по поддержке махалли.

Особый отклик получила акция после техногенной катастрофы «Здравствуй, Сардоба, мы вместе!» Помимо направленных по согласованию с областным Кенгашем народных депутатов пяти миллиардов сумов из бюджета региона, трудовых ресурсов и техники, пострадавшему населению Сардобинского района были отправлены несколько машин с гуманитарным грузом, собранным отзывчивыми самаркандцами.

Катаклизмы года

Самарканд в апреле прошлого года испытал на себе также удары природной стихии.

Всем самаркандцам запомнились сильные дожди, прошедшие в начале месяца, многие улицы и тротуары города были затоплены. В социальных сетях распространились сотни видео с затопленными улицами, были случаи, когда селевые потоки снесли несколько домов. Спасатели УЧС области вместе с отделом благоустройства устраняли последствия природного явления, к которому город с застроенными коллекторами и каналами, нарушенной ирригацией не смог справиться. Сейчас эти нарушения устраняются, о результатах мы узнаем этой весной.

Следующим ударом стал прошедший 8-9 апреля обильный снегопад, который повредил 479 деревьев на улицах и внутри махаллей города, обвалившиеся под тяжестью листьев и снега ветки повредили и стоящие под деревьями машины.

В ночь с 27 на 28 апреля в Бухаре, Навои, Самарканде и Кашкадарье прошелся сильный ветер со скоростью 9-40 м/с, пришедший с территории соседнего Туркменистана. По данным Генпрокуратуры, только в бухарском регионе, где бушевал сильный ветер с порывами до 25 м/с, повреждены 5293 здания, 415 автотранспортных средств и 42,4 тысячи деревьев, погиб один человек. В Самарканде ветер также нанес разрушения: были снесены крыши зданий в Пахтачи и Каттакургане, но, к счастью, обошлось без жертв и пострадавших. В результате повреждения силового кабеля были отключены от электричества 180 домов в Пастдаргомском районе.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Окончание следует.