Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

Центр для бездомных: в камерах, но в тепле

За окном бушуют морозы. Приюты для бездомных переполняются. Многих сюда приводят инспекторы профилактики, крайне редко сюда приходят добровольно. С начала года в центр реабилитации для лиц без определенного места жительства УВД области поступило 809 человек, за десять месяцев эта цифра увеличилась еще на сто.

Центр реабилитации для лиц без определенного места жительства имеет давнюю историю - с 1918 года. Он расчитан на 54 койки, но в лютый мороз здесь проживает около 80 человек.

- Это место многим известно как ночлежка, где можно укрыться от мороза, получить бесплатную еду, но мы не можем принять людей без определения суда, - говорит заместитель начальника центра Азиз Рахимов. – Инспекторы профилактики приводят людей, скитающихся на улице. Многие из них не имеют собственного жилья, но есть и те, кто приехал из соседней области с целью заработка. Вот недавно к нам поступила 19-летняя девушка, которая оказывала интим-услуги в элитной гостинице.  Поссорившись с мамой, она ушла из дома и приехала из Навои.

Приют для его постояльцев - это не просто крыша над головой и пища каждый день. В идеале это также реабилитационный центр, в котором человек должен получить комплексную поддержку. Но вот уже более года как медпункт учреждения пустует из-за отсутствия фельдшера. Эта должность вакантная. Лекарства с тех пор тоже не обновлялись, потому что получить их некому.

Человек без крыши над головой редко бывает здоровым, поэтому до его поступления в центр инспектора профилактики отвозят для медосмотра в больницу, и после заключения врача привозят в реабилитационный центр.

Несмотря на то, что люди поступают после медицинского осмотра, состояние постояльцев может резко ухудшиться. Из-за отсутствия собственного медработника, сотрудники вынуждены вызывать скорую помощь, но не всегда удается спасти им жизнь. С начала года два человека скончались в собственных камерах.

Возраст «жильцов» здесь ограничен. Это должны быть люди от 18 до 60 лет. Сюда не принимают лиц с тяжелой формой инвалидности, нуждающихся в постороннем уходе.

- Недавно был случай, когда к нам привели 52-летнего мужчину, который жил на улице, - говорит замначальника.  – Это был Вячеслав Рогунов из Нурабадского района. Он в прошлом году поступал к нам, но за год его состояние ухудшилось. Увидев мужчину, мы вызвали скорую помощь. Из-за высокого давления и, понимая, что он нуждается в постороннем уходе, мы отказали в приеме. Сейчас Рогунов живет в Доме «Саховат» и проходит медобследование.

Еще в обязанности работающих здесь сотрудников входит трудоустройство граждан. С начала года трудоустроено семь человек. Многим отказывают в работе из-за отсутствия документов.

За десять месяцев текущего года в центр доставлено 693 человека. Личность 412 из них установлена. Основная часть «жильцов» центра – попрошайки – их 109, затем идут ранее судимые – 46 человек и замыкают тройку лидеров – женщины легкого поведения.  

Сразу после регистрации начинается установление личности. Дознаватель, делает запросы в органы ЗАГСа, берутся отпечатки пальцев, проверяют личность по базе данных, смотрят, находится ли он в розыске и т.д. Люди здесь живут от нескольких дней до месяца – до установления личности. Если за 30 дней не удастся установить личность, человека выпускают до следующего задержания и определения суда. В идеале ночлежки должны помогать нуждающимся в восстановлении документов, но вот уже два года как должность дознавателя, ответственного за восстановление паспорта, сокращена и за это время не было восстановлено ни одного документа.

Среди постояльцев есть и те, кто регулярно поступает в центр. Для 45-летней Амины центр стал вторым домом. Она проживает здесь с небольшими перерывами вот уже 15 лет. На вопрос, как она оказалась на улице, женщина ответила, что отсидела в тюрьме 17 лет за умышленное убийство. После выхода из мест лишения свободы не стала возвращаться домой и оказалась на улице. 

- Меня привел сюда инспектор профилактики, - начинает разговор женщина. – На свободе мне живется лучше. Я зарабатываю от 60 до 80 тысяч сумов в день, собирая баклажки и бумагу. Живу, где придется, в подъезде зимой, а летом на скамейках. С наступлением холодов инспектор профилактики определяет в центр, здесь теплее и еда бесплатная. Жить на улице непросто. Нужно постоянно защищаться, но я уже привыкла и могу за себя постоять.

В эти дни центр переполняется новыми постояльцами, многие из них рады возможности переждать непогоду в более комфортных условиях. Несомненно, каждый случай доброты может стать решающим фактором для изменения жизни к лучшему.

 Замира БАЛТАЕВА.

Фото автора.