Большие перемены пока не радуют
«Вкусный плов, лепешки, ночи дивные…
Дорогие улицы старинные…
Не разделят нас дороги длинные!
Ты всегда со мной, любимый Самарканд!»
Из песни Насибы Абдуллаевой «Мой Самарканд».
Где ты, прежний Самарканд? Где твои старинные улицы с многовековыми тутовниками и чинарами, благоухающими розами на клумбах, прекрасными тенистыми парками, в которых в летний зной можно было укрыться под кронами могучих деревьев? Похоже, ты решил сделать пластическую операцию, чтобы выглядеть моложе и современнее, встав в ряды безликих городов, похожими друг на друга своими многоэтажками, пестрыми рекламными вывесками и гудящими трассами.
Мой Самарканд… Сначала ты позволил вырубить величественные чинары – одну из достопримечательностей твоих. Потом молчаливо созерцал, как безжалостно разрушают пропитанные историей и твоим духом дома и возводят монолитных монстров, высокомерно смотрящих на твою старину. Только неповторимый Регистан стоит во всем своем великолепии, напоминая о вековой славе твоей, Самарканд. Бесконечное строительство, реконструкция вымотали тебя. Но ты продолжаешь терпеть, как люди с неуемной алчностью продолжают изощряться в изменении твоего облика…
А теперь без олицетворения о том, о чем невозможно умолчать. О всех этих бесконечных новоделах, о строительной пыли, которой горожане дышат, начиная с весны, о тотальном наплевательстве на чистоту и порядок.
Взять хотя бы несчастный ремонт домов. Реставрация фасадов? Прекрасно! Но почему наши уважаемые строители оставляют после себя груды строительного мусора и горы песка? Замена канализации? Нужное дело! Но что потом? Поменяли в многоэтажках канализационные трубы, засыпали кое-как раздробленным бетонным покрытием траншеи и всё на этом. Исчезли. А жители обходят этот бардак, дети растаскивают грязь по двору. Будут ли бетонировать? Неизвестно…
В центре города разобрали тротуары, которых и так в Самарканде почти нет. Причем разобрали одновременно по всей центральной части города, - ступить негде! Хороший хозяин, начав ремонт в доме, делает его поэтапно: сначала в одной комнате, потом в другой…
Смотришь на всё это, и какая-то досада одолевает, потому что ничего хорошего не видится. То одна недоделка проглянет, то другая. И чувствуется, что люди, которые выполняют работу по реконструкции, не испытывают большой любви к Самарканду. А ведь это, ох, как немаловажно!
И в общем, и в целом хочу сказать, что наш древний город можно было отреставрировать, проложить хорошие дороги, сделать удобные для его жителей тротуары (а не скользкие плиты и бугристую брусчатку, по которой ни одна женщина на каблучках не пройдет), если б не алчность и малограмотность отдельных чиновников. Остается только глубоко сожалеть, что не любят они великий город с его историей и людьми, с его древним духом и деревьями…
Свое субъективное мнение хочу закончить словами известного барда Владимира Высоцкого:
«Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю.
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю».
Эмма БЕЛЯЛОВА,
г. Самарканд.