«Бахши - зеркало духа и менталитета народа...»
В эти дни литературная общественность нашей страны широко отмечает 150-летие со дня рождения известного представителя устного народного творчества, Ислама шаира Назар-оглы. В связи с этой датой в Нарпайском районе прошли юбилейные торжества, посвященные жизни и деятельности народного сказителя. В нем приняли участие поэты, писатели, деятели культуры и искусства, ученые, молодежь, представители государственных, общественных организаций и средств массовой информации.
Сначала участники мероприятия прочитали суры из Корана на кладбище «Ислам Шаир», где похоронен поэт. Затем посетили музей, который был организован в здании редакции районной газеты «Навкирон Нарпай», где вспомнили великого бахши, рассказали об эпосе, который он исполнял, и о наследии, которое он оставил нашему народу, молодому поколению.
- Бахши – яркий образец народного творчества, отражающий прошлое, дух, менталитет, ценности, обычаи и традиции каждого народа, - говорит народный бахши Узбекистана Очил Уралов. - Поэтому во всех странах, где существует это уникальное искусство, оно охраняется и высоко ценится как нематериальное культурное наследие.
Почтили память бахши и в детской школе музыки и искусств №13 Пахтачийского района, где показали литературно-музыкальную композицию «Вспоминая Ислама шаира...» с участием талантливых артистов и юных исполнителей района. Здесь же был организован конкурс молодых художников по рисованию портрета народнго сказителя, куда были приглашены юные таланты со всех уголков района.
На мероприятии отмечалось, что личная дружба и творческое сотрудничество представителя Нарпайской школы устного народного творчества, народного сказителя Ислама Назар-оглы с видным туркменским бахши Атаниязом послужила развитию фольклора обоих народов, то есть узбекского и туркменского.
- В результате дружбы и творческого сотрудничества Ислам шаир Назар-оглы пользовался большим авторитетом среди туркмен, а Атанияз шаир - среди узбеков, - говорит директор Республиканской школы народных сказителей Умид Норбоев. Туркменский ученый-фольклорист С. Гарриев отмечал: «Сюжет эпоса Ислама шаира Назар-оглы «Нигор и Замон» взят из репертуара туркменских бахши». Помимо этого, основатель фольклорной школы Южного Хорезма, народный сказитель Узбекистана Бола бахши - Курбонназар Абдуллаев, его сыновья и ученики - народные бахши Узбекистана Норбек и Етмишбой Абдуллаевы - могли исполнять народные дастаны на узбекском, туркменском и каракалпакском языках.
По мнению ученого Музайяны Алавии, непосредственно записавшей ряд эпосов и терминов народных бахши, они приносят радость сердцу слушателя и мотивируют человека только на добрые дела и любовь к Родине.
«Конец ХIХ и начало ХХ века были периодом расцвета эпического искусства в нашей стране, – писал Герой Узбекистана, известный литературовед Озод Шарафиддинов. Ислам шаир Назар-оглы является одним из выдающихся людей этой школы эпического искусства».
Незабываемая встреча с сыном поэта
Когда речь идет об Исламе шаире Назар-оглы, я вспоминаю случай, когда несколько лет назад общался с сыном поэта.
Когда мы были в Акташе, центре Нарпайского района, в доме поэта, его сын, Зиёдулла Исламов, получивший звание «Народного бахши Узбекистана», который пока считается единственным в Самаркандской области, принял нас очень тепло.
Несмотря на то, что ему почти 70 лет, Зиёдулла-ака взял в руку отцовскую домбру и почти в течение шести часов декламировал два эпоса - «Алпомыш» и «Зульфизар и Авазхан». В паузах он делился воспоминаниями об отце, что производило на нас огромное впечатление. Мы смеялись, плакали и веселились вместе с героями дастанов.
Громкий звук домбры в сочетании с прекрасным голосом бахши открыли для нас новый мир, новую гармонию, от которой получила огромное удовольствие наша душа. По словам собеседника, когда-то в той же комнате беседовали такие известные поэты, писатели и ученые, как Хамид Алимджан, Музайяна Алавия, Ходи Зариф, Махмуд Зарифи, Гулам Каримов, Мансур Афзалов. И нам казалось, что мы слышали их речь и чувствовали их дыхание.
Зиёдулла-ака оказался знатоком и прекрасным исполнителем современных песен. А в свободное время он занимается изготовлением музыкальных инструментов: домбры, рубаба, дутара и танбура.
- Никогда еще не было такого прекрасного времени, как сейчас, - сказал он. - Посмотрите, везде благоустройство, красивые дома, красивые учебные заведения. Ценятся национальные, культурные традиции. В нашем Акташе также происходят перемены. Над усыпальницей моего отца строится красивый мавзолей. В будущем это место станет святыней. Вот уже почти 50 лет я зажигаю огни этого дома, где он жил, играю на отцовской домбре и напеваю его былины. В семье нас было трое мальчиков и одна девочка. Теперь я один. Со своей благодарной женой вырастили двоих сыновей и дочь. Я сейчас на пенсии. В 2004 году за мой скромный труд мне было присвоено почетное звание «Народный бахши Узбекистана».
У Зиёдуллы сейчас десятки учеников. Однако в ходе разговора мы заметили грусть в глазах бахши. Оказывается, за последнее время их никто не приглашал ни на какое мероприятие, встречу, радио или телевидение.
Здесь уместно напомнить о том, что в начале прошлого века свадьбы в селах обслуживали, в основном, поэты-бахши. Сейчас, с развитием технологий и увеличением числа современных исполнителей, представители устного народного творчества находятся на втором плане. Например, молодежь хорошо знает «звезду», вышедшую на сцену только вчера, но не знает творчества народного бахши Узбекистана. Причина в том, что их редко можно увидеть в Интернете. Кроме того, представителям фольклора не всегда оказывается должное внимание на национальных праздниках. Не организуются региональные и республиканские конкурсы поэтов-бахши.
По мнению выступивших на мероприятии, сегодня мы должны сохранять и развивать уникальные образцы узбекской национальной поэзии и эпического искусства, широко пропагандировать их, укрепляя в сердцах молодого поколения чувство уважения к этому виду искусства.
Для справки
Ислам шаир (настоящие имя - Ислам Назаров) родился 17 июля 1874 года в селе Галла Кассоб Нарпайского района в семье батрака.
Он учился стихосложению у сказителя по имени Эрназар, а также у известного Эргаша Джуманбулбул-оглы.
Из его дореволюционных произведений известен эпос «Орзигуль», в котором поэт писал о тяжелой жизни простого народа и косвенно критиковал царскую власть, а также воспевал красоту узбекских женщин.
Поэмы и эпосы, исполненные Исламом шаиром: “Орзигул”, “Гулихиромон”, “Зулфизар и Аваз”, “Хирмондали”, “Кунтугмиш”, “Сахибкиран”, “Эрали и Шерали”, “Тахир и Зухра”, “Нигор и Замон” являются шедеврами узбекского национального фольклора и по праву вошли в золотой фонд узбекской литературы.
Ислам шаир был известен своими патриотическими поэмами о борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, написанными в годы Второй мировой войны («Книга героев» «Книга битв», «Боевым защитникам Ленинграда»), и поэмами послевоенного времени («Мы сторонники мира»).
Поэт умер в 1953 году и похоронен в Акташе (Нарпай).
Ёрмамат РУСТАМОВ.
Фото Н. Хайитова.