Анализ злободневных обращений
Пять лет назад появление Народных приемных стало настоящим «спасательным кругом» для простых граждан, чьи проблемы не слышали ответственные лица. Огромное количество обращений по вопросам конвертации валюты, прописки, выдачи пенсий и пособий в наличной форме привело к устранению таких проблем.
Увидев положительные результаты, люди стали обращаться в приемные по поводу и без. Один просил застелить крышу подсобки, другая требовала хорошего мужа из состава президентского аппарата. В конце концов, Приемные стали засыпать не только пустяковыми вопросами, но и использовать в качестве давления на тех, с кем произошли разногласия.
А какие вопросы сейчас волнуют граждан?
В цифрах
Всего в 2021 году в Народные приемные области поступило 23 754 обращения, что на 5 327 или 22,5% больше, чем в прошлом году. Наибольшее количество обращений поступило в приемную города Самарканда (1 662), Самаркандского (394) и Ургутского районов (283).
Если рассмотреть их по сферам, то материальной помощи касается 2 106 обращений, пенсий и пособий – 1 117, коммунального хозяства – 2 698, трудоустройства – 1 622, жилья и земли – 1 163, алиментов – 1 709, кредитов - 948, здравоохранения – 1 049. На деятельность УВД поступило 1 170 жалоб, на деятельность прокуратуры - 1 088 заявления. Кстати, по количеству жалоб по поводу обеспечения газом, питьевой водой и электричеством Самаркандская область находится на первом месте в республике.
В прошедшем году в отношении 201 должностного лица были приняты административные меры из-за допущения нарушений при рассмотрении обращений граждан. Однако нарушения продолжаются. К примеру, руководящие лица областного управления народного образования (8 обращений) и областного электроснабжающего предприятия (60 обращений) не соблюдают требования статьи 28 Закона Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц» и не реагируют своевременно на поступающие заявления.
Какие вопросы остаются нерешёнными?
К примеру, в рамках программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» предусмотрено выполнение работ в 28 селах, 4 махаллях в двух городах. Результаты мониторинга показывают, что на сегодняшний день работы не завершены. Жители Самаркандского, Каттакурганского, Ургутского районов и города Самарканда жаловались на плохое обеспечение водой, электричеством, газом и на качество дорог. В основном, жалобы возникали из-за того, что не завершены начатые работы по госпрограммам.
В частности, в махалле “Ваткан-Кузибек” Ургутского района не завершен монтаж нового трансформатора, 27 линий электропередач (столбов), установленных на расстоянии 1,2 км, не подключены к электросетям.
Обещанный ремонт жилья четырёх малообеспеченных семей за счёт спонсорской поддержки до сих пор не проведён.
- Да, среди нерешенных обращений есть и те, которые остаются таковыми из-за безответственности должностных лиц, - говорит председатель областной Народной приёмной М. Турдиев. – Для предотвращения подобных нарушений считаю, что необходимо принимать конкретные меры в отношении нарушителей. Также нужно наладить разработку дополнительных обязательных инструкций об обмене информацией между управлением по содействию занятости населения, субъектами хозяйствования и государственными органами. Обеспечить принятие мер в отношении руководителей хозяйствующих субъектов, государственных органов, скрывающих вакансии или предоставляющих недостоверную информацию о вакансиях. Отмечу, что штабы, созданные под Новый год в областном хокимияте и УВД, способствовали оперативному решению возникающих у населения проблем. Думаю, нужно наладить постоянную деятельность таких штабов.
Народные приемные в районах
В Приемную Ургутского района за год поступило 1 813 обращений. За прошлый год количество обращений увеличилось на 123% по сравнению с 2020 годом (1 471). Общая численность населения района составляет 519 тысяч человек, то есть на каждую тысячу человек приходится по 0,3 обращения.
Анализ показывает, что заявителей меньше не становится. Проблемы у всех разные. В обращении жительницы махалли “Кайрокли” Д. Камоловой говорится: “Нужны деньги на операцию. У меня четверо детей, муж находится в России. У дочери Сабрины порок сердца, требуется лечение”.
Камоловой было выдано направление в Республиканский специализированный центр хирургии имени Вохидова и выделено 30 млн. сумов на лечение.
Ещё пример. Житель махалли “Ватак” Г. Фозилов предоставил все необходимые документы в районный филиал банка для получения кредита. Средства он планировал потратить на развитие деятельности своего ООО Vatak Gigant Savdo. Однако сотрудники банка 6 месяцев безосновательно оттягивали вопрос с кредитом. После обращения в приемную, Фозилову за короткое время был выделен кредит - 40 млн. сумов.
По словам специалистов районных Народных приемных, подобные проблемы решаются быстро. Также оперативно рассматриваются вопросы, касающиеся жизни махалли, улицы. Зачастую активисты МСГ или старожилы просят починить мост, отремонтировать внутреннюю дорогу. Такие просьбы не остаются без решения.
Сложнее решаются вопросы, связанные с обеспечением населения питьевой водой, природным газом, улучшением электроснабжения, ремонтом главных дорог. Для решения таких проблем средства выделяются из госбюджета и реализуются по программам, то есть не зависят от действий Приемных.
Кроме того, в приоритете сохраняется просьба о назначении регулярного пособия на детей. Обращающиеся не принимают во внимание порядок назначения и выплаты пособия и материальной помощи малообеспеченным семьям, а также расчёта стоимости минимальных потребительских расходов, установленный Указом Главы государства от 11 августа 2021 года. Кроме того, пособие назначается посредством информационной системы «Единый реестр социальной защиты» без вмешательства сотрудников «собеса». Удручает то, что с такой просьбой обращаются не только многодетные мамы, но и мужчины. От предложенной в ответ работы они, как правило, отказываются.
Также часто поступают просьбы о выделении земли. Разъяснение порядка получения земельного участка, согласно законодательству РУз, остается не услышанным. Такая же проблема с просьбой выделить бесплатное жилье.
Напомним, отказ получают обращения по поводу несогласия с решением суда. В этом случае заявление нужно подавать в вышестоящую инстанцию, то есть в Верховный суд. Кроме того, Народная приемная не рассматривает обращения, на которые не распространяется Закон РУз «Об обращениях физических и юридических лиц», в том числе обращения, порядок рассмотрения которых установлен в кодексах об административной ответственности, гражданском процессуальном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном и экономическим процессуальным.
Юлдуз ХАЙДАРОВА.