Аманкутан: из урочища в нацпарк

Аманкутанское урочище постановлением Кабинета Министров от 04.03.2022 г. № 93 «О дополнительных мерах, связанных с созданием особо охраняемых природных территорий на землях лесного фонда», наконец, приобрело статус национального природного парка. Документом определено, что территорию общей площадью 1500 гектаров, находящуюся в Ургутском районе и ведомстве Государственного комитета лесного хозяйства, распределяют на заповедную (1000 га), рекреационную (400 га) и хозяйственную (100 га). Почему возникла необходимость в присвоении урочищу нового статуса и чем это поможет в деле сохранения редкого природного уголка?

История Аманкутанского урочища

Удивительное место в 40 километрах к югу от Самарканда, на западных отрогах Зарафшанского хребта, называемых Каратепе и Чакылкалян, до сегодняшнего дня известное как Аманкутанское лесничество, может одновременно служить примером как подвига энтузиастов, так и потребительского, невежественного отношения к окружающей природе.

Деятельность энтузиастов берет начало более 120 лет назад, когда самаркандские лесоводы решили заняться лесомелиорацией в Аманкутане. Дело в том, что кратчайший путь из Самарканда в Шахрисабз – перевал Тахтакарача – постоянно размывало селями. Несколько веков назад, в бытность Амира Темура, здесь были непроходимые леса. Но со временем местное население вырубило естественные джунгли на топливо, а скот подъел всю прочую растительность. Вода и ветер «помогли» склонам деградировать. В результате перевал стал просто непредсказуемым из-за частых грязевых потоков: смывались с лица земли целые кишлаки, дороги, поля, гибли люди и домашний скот, исчезали ирригационные каналы, надолго прерывалась связь с Шахрисабзом. Для борьбы с горными селевыми потоками и эрозиями почв в 1878 году были выделены деньги (1 000 рублей) департаментом Туркестанского края.

Тогда саперы самаркандского гарнизона и жители близлежащих кишлаков вручную помогали террасировать сухие склоны урочища акклиматизированными для этих мест крымской и приморской сосной, восточной туей. Для защиты хвойных посадок от перегрева рядом с ними (выше и ниже по склону) закладывались ленточные галереи лиственных пород.

Террасы прокладывались горизонтально, параллельно друг другу. Расстояние между ними равнялось 21 метру - на пологих склонах, а на крутых – 30 метров. Ширина их составляла 1,4 метра. Ямы для посадки саженцев были кубической формы (50х50х50 см), а расстояние между ними составляло 1,1 м. Чтобы создать питательную среду на первых порах, делалась жидкая смесь из глины и навоза, куда окунались корни саженцев деревьев непосредственно перед посадкой.

Автором «аманкутанского метода» был Николай Иванович Корольков – российский военный деятель, но серьезно увлеченный дендрологией и ботаническими исследованиями. В честь него были названы некоторые виды среднеазиатских растений-эндемиков. Его методом заинтересовались лесоводы Франции и на выставке в Париже, он получил Командирский Крест Почетного легиона. Благодаря Н. Королькову и его методу, вплоть до 1905 года были облесены многие горные склоны в Туркестанском крае.

После отъезда Н. Королькова из Самарканда в 1884 году облесением Аманкутансая занимались М. Невесский и С. Навроцкий. Ими был расширен ассортимент кустарниковых и древесных пород. Появились целые рощи миндаля, тала, карагача, тополя и сосны. К 1906 году горнолесная дача Аманкутана, занимающая уже 950 га, представляла собой настоящий лесной массив. Посадки в горах сохраняли почву от эрозии, селевых потоков и оползней, а также многообразие растительного и животного мира.

Аманкутан сегодня

Сейчас лесная дача простерлась на 2300 гектарах горных склонов, из них только сосновая роща имеет площадь 0,27 га и насчитывает более ста здоровых деревьев высотой до 20 м. Расположенное на стыке двух массивов - единого Зарафшанского хребта и хребта Каратепе, Аманкутанское урочище своими экологическими, археологическими и ландшафтными памятниками десятки лет служит естественной научной лабораторией в изучении взаимоотношений животных организмов с внешней средой.

В составе аманкутанской орнитофауны 110 видов, в том числе 72 гнездящихся, - говорит кандидат биологических наук, доцент биофака Самаркандского государственного университета им. Ш. Рашидова Семен Фундукчиев. - В Аманкутане зарегистрировано 9 видов птиц, занесенных в Национальную Красную книгу, что составляет 8,7% от их общего числа. Среди них - белый аист, балобан, пустельга степная, белоголовый сип, черный гриф, беркут и другие.

Однако антропогенный фактор в последние годы исказил зеленый ландшафт, что очень хорошо видно по спутниковым снимкам приложения Google Earth. Неорганизованный туризм, перевыпас скота и сбор лекарственных трав, вырубка лесов, загрязнение водоемов стали серьезной угрозой для животного и растительного мира.

К примеру, главной водной артерией урочища является Аманкутансай. Но из него, по словам старожилов, давно никто не пьет воду. Чистая питьевая вода берется из родников, расположенных выше. Именно от них тянутся черные ниточки труб к домам сельчан, где вместо канализации зачастую используется сай.

«Родников становится меньше, мельчает и Аманкутансай», - в то же время жалуются сельчане, и тут же находятся «знающие» люди, считающие, что в недостатке воды виноват тал. «Одна ива в сутки испаряет 2000 литров воды, дерево забирает ее у сая, поэтому тал нужно вырубить», - важно говорит житель махалли «Аман-кутан» во время одного из экологических семинаров. Сложно объяснить населению, что именно благодаря талу здесь сохраняется особенный микроклимат, позволяющий влаге вернуться в атмосферу, что корни выкачивают воду из почвы, а не «пьют» из сая, что причина не в деревьях-помощниках, а в нерациональном использовании воды в верховьях и элементарном загрязнении родников бытовыми отходами и валежником.

Отмечу, что такие встречи с местными жителями по сохранению биоразнообразия и эффективному животноводству ранее проводились ЭКО ННО «Зарафшон» совместно с учеными СамГУ, Национального университета РУз, специалистами Госкмоэкологии. И хорошо бы возобновить проведение экосеминаров, сделать просвещение населения регулярной работой совместно с экологическим патрулем.

С начала 21 века самаркандские экологи и биологи неоднократно поднимали вопрос о присвоении Аманкутанскому лесничеству статуса государственного природного национального парка, которое, наконец, услышали в правительстве республики. Безусловно, сохранение окружающей среды стало актуальным из-за развития туристической отрасли, в частности экотуризма. Ведь в Аманкутане еще можно встретить такие уникальнейшие на планете растения-эндемики, как тюльпан Фостера, лук Суворова и шафран Королькова. Также в природных условиях можно полюбоваться юноной великолепной, ирисом побегоносным и безвременником Кессельринга. Однако все эти краснокнижные растения, с таким усердием заготавливаемые местными жителями впрок (лук Суворова), продаваемые по весне целыми охапками вдоль Большого узбекского тракта (тюльпан Фостера) или становящиеся, наряду с клевером, пищей для пасущегося скота, в скором времени могут навсегда исчезнуть из наших краев.

В последние годы значительному влиянию со стороны человека подвергается и фауна Аманкутана. По словам экологов, у подножья склонов уже не встречаются дикобраз и барсук, из рыб осталась только маринка, всё реже можно увидеть паренье над знаменитыми камнями Аманкутана горных орлов и беркутов. Даже сусликов, зайцев и мышей-полевок становится меньше. Огораживание территории местным населением мешает подобраться к водопою лисицам, хорькам, каменным куницам. Зато всё больше становится волков и шакалов, которые «распробовали» вкус домашней птицы и скота.

- Придание Аманкутану статуса национального парка повысит значимость территории в сохранении биоразнообразия и, в частности, редких видов, - считает доцент СамГУ Лейля Белялова. – Это должно повысить ответственность национальных исполнительных органов. Пока же для сохранения леса от порубок необходимо наладить в селах Аманкутанского урочища электроснабжение, целесообразно построить газозаправочную станцию, но главное – научить людей рационально использовать природные богатства, ведь они не бесконечны.

От себя замечу, что сейчас очень важно привлечь научный потенциал к сохранению Аманкутанского национального природного парка. И не просто привлечь, а выполнять их рекомендации, согласовывать действия с Госкомэкологией, чтобы не получилось так, как это произошло с бывшим Зарафшанским заповедником, где бесконтрольно была распродана территория для мест отдыха и вырубалась реликтовая тугайная растительность...

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора и Б. Мардонова.