Актуальные вопросы развития промышленности

На днях Президент страны Ш. Мирзиёев провёл видеоселекторное совещание по развитию местной промышленности. Приняты важные решения организационно экономического и технического порядка, направленные на ускорение темпов развития отрасли, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции. В связи с этим хотелось бы поделиться мнением о том, как пандемия повлияла на состояние промышленного производства, какие актуальные задачи стоят перед отраслью и какие проблемы необходимо решить для того, чтобы открыть широкий простор для её ускоренного развития.

В первую очередь, следует отметить, что чем  успешнее развивается эта отрасль, тем меньше проблем с занятостью населения, с доходами государственного бюджета, с продовольственной безопасностью, со сбалансированностью внешнеторговой деятельности. Отрасль играет решающую роль в удовлетворении насущных потребностей населения в одежде, обуви, жилье, товарах длительного пользования, как с точки зрения создания комфортных условий для проживания, так и с позиции облегчения домашнего труда. В основе развития отрасли лежит всеобщий экономический закон возрастающих потребностей.

Известно, что долгие годы экономика Узбекистана в составе Союзного государства развивалась на плановой основе, отрицая частную собственность на средства производства, свободу предпринимательской деятельности, конкурентную борьбу отраслей и территорий.

Возникает естественный вопрос: на каких же принципах строится система экономических отношений в индустриальном секторе современного Узбекистана? Следует признать, что на этом поприще очень много неясных, не исследованных на основе научного познания моментов и положений.

Промышленные гиганты и малые предприятия

Приватизация была осуществлена таким образом, что крупные, стратегически важные отрасли промышленности, такие как сельскохозяйственное машиностроение, энергетика, газовая и нефтяная промышленность, металлургия и химическая промышленность остались в собственности государства. За истекшие годы независимости их монопольное положение не изменилось. Наоборот, их ряд пополнился за счёт предприятий по производству легковых и грузовых автомобилей. Разгосударствление  коснулось  предприятий лёгкой и пищевой промышленности, хотя до сих пор акции хлопковых заводов, мукомольных и масложиркомбинатов, предприятий виноделия остаются в руках государства. Нетрудно догадаться, какова степень свободы предпринимательской деятельности  в  этой важнейшей сферы экономики Узбекистана. Поэтому не стоит удивляться высокой степени физического и морального износа оборудования на этой группе предприятий. Отчаянные попытки по их модернизации привели к скачкообразному росту внешнего государственного долга, но, несмотря на это, как говорится, воз и ныне там.

Все их неэффективные затраты покрываются за счёт государственного бюджета, которые ложатся на плечи фермерских хозяйств, частных предприятий, а в конечном счёте - рядовых налогоплательщиков.

В противоположность такому положению дел, в стране открыты широкие возможности для регистрации малых частных предприятий. Казалось бы, вот где широкое поле для свободы предпринимательства и развития конкуренции. Но не тут-то было. Промышленные гиганты, хозяйственный механизм деятельности которых основан на безостановочном росте затрат, непрерывно  повышает цены на свои товары и услуги. Мало того, их низкая доля в пополнении государственного бюджета, причиной чему служат низкие рентабельность производства и производительность труда, с недавних пор переложена на плечи малых частных промышленных предприятий. Поэтому не стоит удивляться тому, что проработав несколько лет, большинство малых предприятий никак не могут  принять размер среднего предприятия. Изучая численность работников промышленных предприятий городов и районов  Самаркандской области можно видеть, что в 90 случаях из 100 численность работников не превышает 5-10 человек.

Это говорит о том, что мы считаем неуместным опираться на такие важные принципы организации промышленного производства, как специализация и концентрация производства, хотя именно они являются краеугольным камнем классической экономической теории. Так происходит потому, что промышленность, наравне с другими видами экономической деятельности, управляется вручную, без опоры на науку и международный опыт.

Необъективность статистических данных

После видеоселекторного совещания, посвящённого итогам первого квартала, молодой хоким Ташкентской области сделал оперативные расчёты и  высказал  мнение о том, что во втором квартале регион может удвоить объём произведённой продукции. Это в то время, когда до конца очередного квартала оставалось полтора месяца. На деле ни один местный орган управления не может держать руку на пульсе подведомственных предприятий и вот почему.

Во-первых потому, что отсутствует периодическая государственная статистическая отчётность. В любом районе республики из нескольких сотен предприятий только 3-4 предприятия отчитываются ежемесячно. Во-вторых, районы для этого не располагают компетентными кадрами. В-третьих, есть неписаный закон, согласно которому нельзя вести мониторинг их деятельности, так как это считается незаконным вмешательством в дела предпринимателя. То, что они нарушают трудовое законодательство, вредят окружающей природной среде, это уже не так важно.

Наглядно видно, что созданы все условия для того, чтобы предприятия развивались сами по себе, а управление их деятельностью осуществлялось, не выходя из служебных кабинетов. Поэтому не стоит удивляться тому, что даже те предприятия, которые запущены на основе инвестиционных проектов, умудряются не сдавать статистическую отчётность хотя бы раз в год. Кстати, никого не беспокоит тот момент, что для малых промышленных предприятий установлен порядок сдачи отчётов в феврале-марте, следующие за отчётным годом.

Даже при таких комфортных условиях нельзя говорить о качественной приёмке, обработке и анализе данных, так как штат районных отделов экономики и статистики состоит из трех, и в лучшем случае из четырёх человек. Дело даже не в этом. Итоги развития промышленности города или района подводятся не по документально подтверждённым статистическим данным, а на основе поправок, исправлений и инсинуаций вышестоящих статистических органов. Поэтому говорить об объективности отнесения тех или иных районов  к зонам с различной окраской не приходится.

Предложения по развитию

В сложившихся условиях трудно давать предложения по развитию отрасли, но всё-таки попробуем это сделать, хотя бы потому, что не снижается актуальность решения таких проблем, как безработица, обуздание инфляционных процессов, преодоление отрицательного сальдо во внешнеторговом обороте страны, дефицита государственного бюджета.

Предложение первое. Определиться с порядком разгосударствления отраслей промышленности в соответствии со стратегическими целями развития экономики страны.

Второе.  Вместо того, чтобы требовать с местных органов управления роста числа вновь регистрируемых предприятий, основные усилия направить на повышение уровня использования ранее созданных производственных мощностей. Инвестиционную деятельность перенаправить на модернизацию, техническое перевооружение или реконструкцию действующих предприятий. Вновь создаваемые предприятия должны отвечать критериям инновационности, энергоэффективности, конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках, управляться подготовленными, квалифицированными кадрами.

Третье. Изменить сроки и порядок предоставления статистической отчётности на основе дифференциации предприятий по объёмам производства, численности промышленного персонала.

Для каждого региона, территории определить перечень показателей в натуральном выражении, на основе которых делается оценка динамики развития местной промышленности.

Для большинства районов характерными являются хлопковое волокно, пряжа, растительное масло, мука, хлеб, отдельные виды строительных материалов, консервные изделия, обувь, одежда, мебель. При таком подходе местные органы управления будут стремиться увеличить объёмы производства конкретных видов товаров, не прибегая к приукрашиванию ситуации за счёт роста стоимостных показателей. А пока в героях оказались те районы, где допущен скачкообразный рост цен на товары первой необходимости 

Четвёртое. Деятельность банков должна быть направлена на кредитование инвестиционных проектов, обеспечивающих создание максимального количества рабочих мест в расчёте на единицу кредитных ресурсов и наиболее короткие сроки их окупаемости.

Пятое. Осуществить мониторинг предприятий на предмет  их обеспеченности местными квалифицированными кадрами, - технологами, конструкторами, энергетиками, механиками, слесарями, инструментальщиками, программистами и так далее. На этой основе внести предложение о создании филиалов Ташкентского технического университета и иных технических вузов в Самарканде и Каттакургане.

Шестое. Укрупнение промышленных предприятий осуществлять за счёт перехода на принцип регионального размещения производительных сил. Например, вряд ли была или есть необходимость создавать шелкопрядильные фабрики в каждом районе. Зачастую они  простаивают из-за необеспеченности сырьём. Или другой пример. Вместо того, чтобы раздавать швейные машинки домохозяйкам, было бы целесообразным создавать швейные фабрики с высокой сменностью работы, современным менеджментом, модельерами и отделами маркетинга с целью выхода на зарубежные рынки.

В заключение хотелось бы отметить, что прорывное развитие промышленного производства в Узбекистане  невозможно без комплексного подхода к решению накопившихся проблем правового, финансово-экономического, технического и организационного порядка.

Илхом ВАФАЕВ.

научный соискатель СамИЭиС.