Агрессия в детсадах: как с ней бороться?

В последнее время социальные сети пестрят информацией о жестоком обращении сотрудников дошкольных образовательных организаций с воспитанниками: провинившихся малышей изолируют, бьют и кричат на них. Были случаи, когда ребенка заставляли массировать ноги воспитателю за отказ спать в «тихий час». И это лишь те эпизоды, которые распространились в социальных сетях.

Как планируют бороться с подобными проявлениями агрессии в сфере дошкольного образования? Можно ли предотвратить насилие не только наказаниями, но и системной профилактикой?

 Камеры - не панацея

Как сообщили в областном управлении дошкольного и школьного образования, камеры видеонаблюдения установлены практически во всех государственных и негосударственных детских садах региона. Однако на практике они не всегда работают - из-за технических неисправностей или отсутствия охвата всех помещений. Более того, даже работающая камера не всегда способна предотвратить агрессивное поведение воспитателя, если корень проблемы в выгорании, стрессах или нерешенных личных проблемах.

 Нужна системная профилактика

Чтобы кардинально изменить ситуацию, недостаточно уволить воспитателя «по собственному желанию». Важно создать условия, при которых агрессивное поведение будет выявляться и устраняться на ранней стадии до того, как оно навредит детям. Именно такую цель ставит перед собой новый проект, разрабатываемый Министерством дошкольного и школьного образования. О его важности нам рассказала заместитель директора департамента по организации деятельности системы дошкольного образования МДШО Лола Бердыева.

- В сферу дошкольного образования внедряется система обязательной педагогико-психологической диагностики всех воспитателей, - говорит она. -Независимо от формы собственности - будь то государственные, частные или семейные детские сады - каждый педагог должен будет пройти профессиональную психологическую оценку.

По словам Бердыевой, диагностика будет проходить в онлайн-формате: преподаватели заполнят анкету и пройдут тестирование, по результатам которого специалисты составят психологический портрет каждого педагога ДОО, включая уровень стресса, склонность к конфликтам, эмоциональную устойчивость и поведение в кризисных ситуациях.

На следующем этапе в офлайн-режиме по всей стране начнутся тренинги. Они будут включать лекции и практические занятия, на которых воспитателям предоставят инструменты саморегуляции и научат конструктивно справляться с профессиональными и личными трудностями.

- Это будут не просто формальные семинары, а реальные тренинги по эмоциональному контролю, - заверила Л. Бердыева. - Мы хотим не только защитить детей, но и помочь самим педагогам, многим из которых действительно нужна поддержка. Это вклад не только в образовательную систему, но и в благополучие их собственных семей.

 Когда начнётся реализация проекта?

Сейчас специалисты разрабатывают нормативно-правовую базу для запуска проекта. На это, по предварительным расчетам, уйдет около трех месяцев. После утверждения документа составят поэтапный график диагностики, чтобы охватить всех без исключения - как в городах, так и в отдаленных районах.

На первом этапе диагностику пройдут все сотрудники дошкольных учреждений. В дальнейшем планируется распространить практику и на школьное образование.

По данным Лолы Бердыевой, в системе дошкольного образования сегодня работают 174 900 педагогов.

- Это огромная цифра и для качественного охвата необходимо время и ресурсы, - подчеркнула Л. Бердыева. - Мы надеемся, что проект будет долгосрочным и эффективным. И самое главное, что он охватит не только государственные, но и частные дошкольные учреждения. Потому что все дети, где бы они ни воспитывались - дети Узбекистана и мы за них в ответе.

Малика АБАЙДУЛИНА.