Аэротакси – будущее рядом
Зарубежные эксперты в области аэронавигации обсудили в Самарканде перспективы внедрения беспилотных летательных аппаратов в повседневную жизнь.
В туристическом центре Silk road Samarkand состоялся ряд важных международных встреч по внедрению аэронавигационного обслуживания и организации полетов беспилотных систем. Участие в них приняли порядка 50 представителей десяти стран мира, а также группа ICAO Европейской и Северной Атлантики.
- Данное мероприятие в Узбекистане проводится впервые, - говорит заместитель директора по организации воздушного движения ГУП Центр «Узаэронавигация» Андрей Зайцев (Узбекистан). - Ни для кого не секрет, что в последние годы в нашей стране создаются новые авиакомпании, открываются дополнительные международные и внутренние рейсы, благодаря чему сегодня просто жизненно необходимо развивать сферу аэронавигации. Во время совещания участники выступали с презентациями, докладами, тут же обменивались мнениями. Важно отметить, что встречи экспертов были организованы благодаря рабочей группе по поддержке внедрения авиационного обслуживания Международной организации гражданской авиации (ICAO) и Министерства транспорта.
В ходе совещания представители Узбекистана отметили, что благодаря вниманию правительства сегодня в сфере имеются все условия для полноценной работы. В аэропортах функционируют укомплектованные необходимым оборудованием центры по управлению воздушного движения. На базе Ташкентского государственного технического университета готовятся кадры для диспетчерского и инженерно-технического состава. Будущие и действующие авиадиспетчеры также обучаются в высших учебных заведениях Российской Федерации. Кроме того, отечественных специалистов готовят и в авиационном учебном центре, расположенном в Ташкенте, где большое внимание уделяется их языковым познаниям. Несмотря на имеющиеся достижения, отечественным специалистам есть, чему учиться у зарубежных экспертов.
- В Самарканде прошло очень важное событие для гражданской авиации, - говорит президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников (Россия). - Первое, что хотел бы отметить, так это достойную и гостеприимную организацию встреч и лично поблагодарить за это сотрудников Узаэронавигации. Я выступал с докладом по кибербезопасности в нашей сфере. Говорил о необходимости усиления работы в области программного обеспечения аэронавигационного и бортового оборудований. Важно отметить, что два дня нашего пребывания в Самарканде были посвящены обсуждению организации полетов беспилотных систем. Эта тема сегодня актуальна как никогда. Беспилотие ворвалось в нашу жизнь, оно дает огромные преимущества аграриям, геологам, нефтяникам и многим другим сферам. Однако есть одно «но», не хватает «воздуха». В последние 100 лет в мире занимались, в основном, только пилотируемой авиацией. Сегодня же перед нами стоит задача организовать работу так, чтобы пилотируемые воздушные суда и беспилотные системы летали одновременно, не мешая друг другу. Предстоит проделать огромную работу: изменить структуры воздушного пространства, дооборудовать «беспилотники» специальными приборами, чтобы специалисты центров по управлению воздушного движения могли наблюдать их передвижение и многое другое.
В ходе совещания эксперты детально обсудили перспективы развития беспилотных систем и, в частности, поговорили о том, какие задачи будут выполнять дроны в ближайшие годы. Речь шла о необходимости внедрения аэродоставки лекарств, продуктов питания и, конечно, людей.
- Аэротакси – это уже не далекое будущее, - отметил А. Зайцев. - В ходе совещания представители Франции сообщили, что планируют во время летних Олимпийских игр в 2024 году запустить в качестве эксперимента аэротакси. В США и Японии уже вовсю проводятся испытания соответствующих аппаратов. Аэротакси займет важное место, особенно сегодня, в век автомобилизации городов. К примеру, беспилотные системы можно будет использовать в качестве экстренной госпитализации пострадавших в ДТП и других нуждающихся в срочной медицинской помощи.
Что же касается Узбекистана, то у нас аэротакси может появиться лишь после того, как в мире начнется коммерческая реализация данных БПЛА. Правда, для этого в стране должна будет заработать специальная регулятивная база, отвечающая за безопасность полетов. Ну, а пока использовать беспилотные летательные аппараты в нашей стране могут только определенные государственные организации.
В целом, эксперты говорили о многом, в том числе о внедрении аэронавигационной блочной модуляции – своего рода плана развития аэронавигации на ближайшие 10 лет. По итогам встреч участники обменялись комментариями относительно дальнейшего совершенствования сферы.
Малика АБАЙДУЛИНА.
Фото автора.