Дождутся ли воды в пулатдархане, или кто ответит за разграбление карадарьи?
По мнению жителей поселка, главная причина падения грунтовых вод - варварское разорение русла Карадарьи, которая протекает в несколько десятков метров от махалли.
- Я живу здесь с 2009 года, - говорит житель поселка Д. Абдухаликов, - проблемы начались в последние два года. За это время дважды менял насосы, углублял скважину - сначала до 9 метров, а сейчас воду беру уже с глубины 15 метров. Что будет на следующий год - не знаю. Каждые пять минут с Карадарьи выезжает грузовик с гравием и галькой, день и ночь здесь работает экскаватор. Если раньше работал один экскаватор, то теперь их четыре. Думаю, причина исчезновения воды именно в этом - забирают гравий, углубляют русло, вода, соответственно, уходит вниз. Централизованной подачи воды, как в Самарканде, у нас нет. Ставить водонапорную башню, как в новых жилых массивах, жители наших махаллей не в состоянии, да и тратить эту воду на сады и огороды - слишком дорогое удовольствие.
Вместе с активистами инициативной общественной группы "Сохраним Самарканд" мы проехали на место и убедились в правдивости слов Д. Абдухаликова. Около тысячи жителей близлежащих махаллей страдают от безводья, их ранее цветущие сады нещадно высыхают, огороды в этом году вообще не разбивали - нет смысла, питьевую воду покупают в магазине.
На самой Карадарье, ныне больше похожей на ручей, чем на реку, туда-сюда снуют грузовики "Ман" и "КамАЗ". По предварительным подсчетам, в сутки со дна русла выгребается до двух тысяч кубометров песчано-гравийного материала. Куда он отправляется - нетрудно догадаться, потому что на противоположном берегу виднеются горы продукции щебеночного заводика. Кому он принадлежит, жителям не говорят, зато на их запрос в областное управление Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды был получен ответ следующего содержания:
"В ходе изучения ситуации с участием государственных инспекторов Самаркандского областного управления Госкомэкологии и защиты окружающей среды были выявлены незаконные действия экскаваторщиков, а также завода по дробилке камней, действующего на территории Самаркандского района и принадлежащего неким Баходиру и Джамшиду (фамилии не указаны - прим. автора). Они без соответствующих разрешительных документов производят добычу песка и гравия с берегов Карадарьи. По факту нарушения существующих правил добычи нерудных природных ископаемых было направлено письмо №01-991 от 10 мая 2018 года прокурору Самаркандской области".
Данный ответ от 11 мая сего года был подписан начальником управления Г. Негматовым. Но на дворе октябрь, и, как видим, никаких мер со стороны контролирующих госорганов, похоже, предпринято не было. При этом уместно напомнить о Постановлении Президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы охраны водных объектов" от 25 сентября 2017 года. В нем как раз таки указывается, что подобное отношение к природным ресурсам недопустимо.
"Несанкционированная добыча песчано-гравийных материалов зачастую приводит к истощению поверхностных и подземных вод, заболачиванию и загрязнению водоохранных зон, разрушению их берегов, систем орошения, объектов транспортной и гидротехнической инфраструктуры, а также снижению эффективности мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, - пишется в нормативно-правовом документе. - Только в 2017 году выявлено 228 фактов незаконного осуществления работ по расчистке русел рек и укреплению их берегов, добыче нерудных полезных ископаемых, в том числе 176 субъектами, не имеющими заключения государственной экологической экспертизы или лицензии на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые".
И далее говорится о том, что добыча нерудных полезных ископаемых в руслах рек осуществляется строго в соответствии с лицензией на право пользования участками недр, содержащими нерудные полезные ископаемые, при условии наличия утвержденных запасов и исключения негативного воздействия на водный режим. Однако на деле, как мы убедились, эти требования просто игнорируются.
- Посмотрите, где раньше текла Карадарья, теперь строительный мусор, - говорит другой житель поселка А. Содиков. - Расширяют дорогу в Самарканде, ломают старые дома, а все отходы везут и сваливают сюда, на берег или прямо в русло. Превращают реку в настоящую мусорную свалку, и никому из органов государственной власти нет до этого никакого дела…
Увы, пройдя вдоль берегов Карадарьи несколько километров, убеждаешься и в этом горьком наблюдении простого сельчанина. Горы строительного мусора, включая бетонные бордюры, куски штукатурки, битого кирпича, ржавых арматур и стекла высятся там, где зеленели тугайные леса, текла голубая вода древней Карадарьи. Ситуацию усугубляют и придорожные точки общепита, работники которых, не утруждают себя ожиданием машины по сбору и вывозу мусора. Салфетки, очистки, пластиковые пакеты выбрасываются ими через дорогу - на берег всё той же замученной Карадарьи. И весь этот экологический ужас происходит на наших с вами глазах при молчаливом попустительстве контролирующих органов и равнодушии населения. Будет ли когда-нибудь наведен в этом вопросе порядок - зависит от воли властей, а пока жители Пулатдархана запасаются баклажками с водой и углубляют скважины…
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.