Здесь лечат, помогают, любят
С первых же дней жизни младенцу нужна грудь матери, ее ласка, тепло. А как быть тем, кому этого не досталось? Как помочь ребенку жить дальше, который знает свою маму, но не знает, почему она от него отказалась? Вместо нерадивых мам, которые не в состоянии удовлетворять даже базовые нужды ребенка, тепло и уют дарят детям в Самаркандском областном Доме ребенка.
Сегодня здесь живут больше 50 детишек от рождения до семи лет, 38 из которых с ограниченными физическими возможностями. Помимо любви и воспитания, всем им необходима регулярная физиотерапия, соответствующее лечение.
- Детям предоставляется бесплатная медицинская помощь на основании государственных минимальных социальных стандартов, - говорит старшая медсестра Дома ребенка Бахора Собирова. – Помимо воспитателей и нянь, здесь работают физиотерапевт, педиатр, логопед, дефектолог, психолог, медсестры. Для узких специалистов отведены отдельные кабинеты, также есть изоляционная комната, необходимая для заболевших вирусными болезнями. Все кабинеты оснащены необходимым оборудованием, есть физиотерапевтические и реабилитационные тренажеры, лекарства для оказания первой помощи. Взаимодействуем с организациями здравоохранения по вопросам оказания медицинской помощи детям, проведения медицинских экспертиз. Например, тесно сотрудничаем с семейной поликлиникой № 7 г. Самарканда. После осмотра и заключения иммунолога, отвозим туда детей на обязательную прививку в соответствии с государственным планом. Условия для этого созданы - у нас есть служебная машина. Сотрудников Дома ребенка вместе с детьми ежегодно осенью прививаем от гриппа.
Душераздирающих историй здесь нет. Для защиты прав ребенка в каждом кабинете, группах и даже в уборных установлены камеры наблюдения. Записи просматриваются соответствующими органами. В Доме тепло, работает «теплый пол», группы светлые, установлен интерактивный физкультурный комплекс, мебель по возрасту детей, много игрушек, наглядных пособий, книг. Ребятишки мирно спят, у них обеденный сон. А те, кто не спит, с любопытством разглядывают не знакомых для себя людей. Смотрят на мир детским, но уже с опаской взглядом. Не спится и мальчику, у которого врожденная гидроцефалия.
- Все хорошо, как ты себя чувствуешь, - ласково спрашивает воспитатель, поворачивая крохотное тельце с неестественно большой головой на другой бок.
Немного посидев с ним, воспитатель спешит к другому не желающему спать малышу. Укрыла одеяльцем, присев рядом, стала тихо похлопывать по плечу, тот стал засыпать.
- При всем желании приласкать каждого не хватит воспитателей, - говорит психолог Мухайё Жумаева. - Несмотря на отклонения в здоровье, они все понимают. Младенцы требуют внимания, хотят на ручки. Дети постарше, бывает, капризничают, просятся к маме, случаются истерики. Тогда мы просим мам их навестить. Да, у многих здесь есть родные, это дети, которые здесь находятся на определенный период времени, по решению суда. У родителей есть специальное разрешение на свидание со своими детьми. Недостатков нет, все предоставляется государством. Помогают и спонсоры, вот, недавно завод подарил нам ковры, ими застелили группы. Также приносят очень нужные нам памперсы, средства гигиены.
Судьбы детей разные, кого-то бросили в младенчестве из-за инвалидности, родителей других лишили прав по веским причинам, третьих просто оставили на улице, как ненужную вещь.
Согласно исследованию ЮНИСЕФ по защите детей, бедность, семейные проблемы, миграция и развод родителей, перечислены как основные причины помещения детей в социальные учреждения. По словам сотрудников Дома ребенка, бывают случаи, когда матери исправляются, и суд разрешает вернуть ребенка в семью.
Напомним, в законодательстве четко не прописывается, через какое время родители могут вновь вернуть свои права, но предполагается, что не раньше, чем через полгода, потому что так быстро родитель исправиться не может. Однако, если это все-таки произошло, то родитель должен обратиться в суд со своим заявлением. Перед этим органы опеки должны дать хорошую характеристику, что человек полностью исправился. Написанные на бумаге слова представителю органа опеки придется подтвердить и на суде.
Количество детей в областном Доме ребенка постоянно меняется. Здоровых детей по достижении трехлетнего возраста направляют в детскую деревню SOS. Многих усыновляют. Желающих взять приемного ребенка в семью всегда очень много, они месяцами, а то и годами ожидают своей очереди. И за последние десять лет не было ни одного случая, когда б усыновленного ребенка вернули обратно. Список приемных родителей формируется в хокимиятах и центре социальных услуг.
- Воспитание приемного ребенка – это всегда благо как с религиозной точки зрения, так и с позиции человеческих ценностей, - говорит Мухайё Жумаева. - Ведь не зря в народе говорят: «Не молись, не постись, а пригрей сироту», «Помочь сироте, что к Аллаху прикоснутся». Воспитатели, как могут, стараются поддержать детей. Очень сложно ответить на вопрос ребенка, когда за ним придут его родители. Да, в Доме ребенка созданы хорошие условия для развития детей, но и заботливые воспитатели не могут дать главного - семейного счастья. Только семья способна окружить ребенка заботой, любовью, домашней атмосферой. Матерей, которые оступились в своей жизни, очень прошу хорошо подумать прежде, чем бросить свое дитя. Государство не оставит никого, вырастит, воспитает, но детям нужна любовь матери.
Жизнь показывает, что дети, растущие в семье, и дети, выпустившиеся из детских домов, имеют разное мировоззрение. Последним не хватает любви и ласки не только родных, но и окружающих людей.
Напомним, согласно Постановлению Президента РУз «О мерах по внедрению кардинально обновленной системы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 10 августа 2021 года Детские дома страны сокращены. На сегодняшний день воспитанников ликвидированных детских социальных учреждений усыновили, удочерили, взяли над ними опеку или забрали в свои семьи близкие родственники. Также дети воспитываются в семейных детских домах и «SOS - детской деревне».
Юлдуз ХАЙДАРОВА.