Задуматься и… не посмеяться
Большой резонанс в соцсетях вызвала новость о мерах, принятых Кашкадарьинским областным управлением народного образования в отношении учителей, которые порвали в день окончания учебного года расписание и позволили выпускникам снять ролик, где они, пиная свои портфели и сумки, выходят из школы. Видео назвали шуточным, а чиновников из облуно посчитали ретроградами. Однако с какого ракурса на это посмотреть….
Мне, начинавшей свой трудовой путь со школы, имеющей мать – педагога с 25-летним стажем, профессия учителя очень близка. Всегда считалось, что учитель - это не просто работа. Это призвание и огромная ответственность перед будущим. Ведь именно учитель, как бы это пафосно не звучало, созидает через юное поколение это самое будущее, внося в него ростки разумного, милосердного, честного, справедливого. Учитель может быть грустным и весёлым, строгим и добрым, но это всегда должна быть Личность, так как он сам формирует личности, формирует Человека. Он должен обладать внутренним достоинством и безусловным авторитетом, причем авторитетом не страха, но уважения.
Дети - народ доверчивый, искренний, но не дай бог обмануть их доверие, - никогда не простят. И даже под внешним прилежным поведением и отличной учебой будет таится презрение, а иногда и ненависть. Рассчитывать на понимание у детей за сделанный неверный шаг учителем не приходится вообще, осознание всего происходящего наступает в нашем мире очень поздно, а заданные когда-то педагогом негативные установки могут сопровождать человека всю жизнь, подспудно влиять на его поступки, решения. И кто знает, будут ли это решения судьбоносными для одного или коснутся целой страны, мира…
Я не ведаю, обладают ли учителя из школы №7 Камашинского района авторитетом уважения, компетентны ли в своей специальности, не в курсе, какой там уровень успеваемости. Но выговор за видео, в котором учителя в последний день учебного года рвут на мелкие куски школьное расписание, а их выпускниками пинаются портфели, они получили всё-таки правильно. Правильно не с точки зрения осознанной реальности, где вообще ничего не произошло, а с точки зрения государства, системы. Объясню почему.
Государство у всех граждан ассоциируется с порядком, дисциплиной, стабильностью, ответственностью. Это, естественно, в идеале. На деле, конечно, мы часто сталкиваемся с проявлением обратного, искренне возмущаясь хамством и мздоимством представителей госвласти, их некомпетентностью. Возмущаемся, забывая, что власть такова, каково у нас общество, а общество – мы сами со своим отношением к жизни, воспитанием, мировоззрением.
Государство - крепкая социальная структура с определенными правилами, закреплёнными обычно в своем Основном Законе. В связи с этим государственная школа нацелена не только давать определенное количество знаний и навыков, но и воспитать детей гражданами страны с их правами и обязанностями, представлением об этических нормах по отношению к себе подобных и окружающей среде. Соответственно и с учителей, получающих зарплату с денег налогоплательщиков, особый спрос, так как они своеобразное лицо государства, лицо системы. Повторюсь, учителя – СОЗИДАТЕЛИ будущего через своих учеников.
Теперь вопрос: можно ли назвать актом созидания действия учителей, которые рвут школьное расписание, по которому они работали весь год, давали детям знания, говорили о дисциплине на классных часах? Замечу также, что школьное расписание – обычно с печатью и подписью директора – это тоже документ. Прилюдное уничтожение документа обычно характеризуется как акт несогласия с действиями той же администрации школы. Извините, но люди весь год работали по нему, получали зарплату, а теперь вдруг надоело, теперь вдруг своеобразный протест? А почему раньше молчали, если действительно были с чем-то не согласны? Зачем на последнем звонке, на котором обычно говорят много теплых слов и мудрых напутствий участникам образовательного процесса, где нередко можно увидеть слёзы понимания невозвратимости мгновения, опускаться до уровня нерадивых учеников, кому ненавистна школа, всё обрыдло до чертиков и ничто в ней неинтересно? Или учителям самим неинтересно работать в школе, что вполне возможно? Тогда зачем тянуть ненавистную лямку и лицемерить, обманывать детей и родителей? Ради зарплаты от государства, которое в последнее время поднимает статус учителя и его зарплату, освобождает от бюрократии? Разве может человек с таким легкомысленным подходом к учительству воспитывать граждан? Думаю, нет, только диких варваров, которые пинают свои портфели с книжками и тетрадками, а завтра будут уничтожать библиотеки, противиться новым знаниям и подсознательно презирать и ненавидеть государство, в котором живут. Что мы нередко встречаем в реальной жизни.
Учителя - часть государственной системы, хотят они этого или нет. А систему тоже формируют люди. И то, в каком корявом она предстает порой виде, как извращенно понимаются этические нормы и нравственные ценности, - вина людей, которых когда-то воспитали семья и школа. Что скрывать, сегодня стала нормой коррупция в виде подарков за оценки, вытягивание за уши откровенных тупиц только за то, что они дети высокопоставленных чиновников или представителей правоохранительных органов. Стало нормой, когда учитель не объясняет тему, а от урока к уроку рассказывает о своих семейных проблемах или сплетничает о коллегах. Вроде, учитель «свой в доску», типа ломает стереотипы, но родители учеников именно по этому предмету потом нанимают репетитора, что тоже, кстати, стало порядком вещей. Поэтому и печально это всё наблюдать, печально смотреть на пляшущих, будто на свадьбе, от радости окончания учебного года учителей с правительственными наградами на груди.
Конечно, противники описанной сейчас мною ситуации, усмотрели в данном жесте учителей во главе с завучем некий вызов системе, но это не так. Это всего лишь ребячество недалёких работников образования, потерявших лицо. Нет там никакого достоинства и уважения к своей профессии. Увы…
Да, можно, конечно, весело посмеяться над неумной выходкой деградирующего педколлектива и его воспитанников. Можно, осудить чиновников минобразования, тем более зная, что есть среди них, кто не обладает должной компетенцией и подвержены коррупционным порокам. Можно пожать плечами и пройти мимо, - сколько глупостей видели и еще увидим. Однако стоит задуматься над последствиями иных якобы шуток, а на самом деле – тревожных признаков разложения как общества, так и его порождения – государства. Задуматься и... не посмеяться.
Анастасия ПАВЛЕНКО.