Зачем нужна махалля?
В редакцию «СВ» обратились жители махалли «Бахтли хаёт», расположенной по улице Рудаки г. Самарканда. В 2018 году здесь было начато строительство многоэтажных домов для малообеспеченных семей по государственной программе «доступное жильё». В своем заявлении жители жаловались на бездействие и безразличие к их проблемам со стороны председателя махалли Хуршида Раупова.
Приводим отрывок заявления, написанного на трех страницах: «Мы, жители махалли «Бахтли хаёт», недовольны безразличием председателя махалли к проблемам жильцов. Если обратиться в махаллю за каким-либо документом, то обязательно потеряешь три-четыре дня. Мы то еще ничего, а вот что делать незрячим жильцам, к которым такое же пренебрежительное отношение? Наш председатель ведет себя высокомерно и не интересуется проблемами простого народа. Разве это правильно?
Наша махалля была создана относительно недавно. Мебель и четыре компьютера, которые были выделены новому зданию махаллинского центра, председатель забрал себе домой. Государственное имущество, не послужив народу, было сломано.
Приобретая квартиры в новостройках, мы надеялись, что название махалли «Бахтли хаёт» («Счастливая жизнь») будет соответствовать жизненному укладу людей, но, к сожалению, время показало, что это не так».
Заявление с подписями от жителей махалли в редакцию принесла Умида Тохирова, которая одна воспитывает четверых детей. Домохозяйка рассказала, что нуждается в помощи и неоднократно обращалась в махаллю, но каждый раз сталкивалась с непониманием.
Я, как и многие жильцы махалли, недовольна работой нашего председателя, - начинает разговор заявительница. – С какой бы проблемой к нему ни обратишься, он не пытается помочь, будь это трудоустройство, оформление пособия на содержание ребёнка или же выдача кредитов для занятия предпринимательской деятельностью. Такое же отношение к людям и у заместителя председателя схода граждан по делам семьи, женщин и социально-духовным вопросам Сарвар Алимовой, которая вовсе не проживает в нашей махалле, но каким-то странным образом была назначена на эту должность. Несмотря на то, что в нашей махалле немало грамотных людей, которые успешно справлялись бы с обязанностями заместителя и оказывали бы реальную помощь нуждающимся женщинам и семьям.
По словам У. Тохировой, после ее неоднократных просьб в апреле и мае в дни строгого карантина женщине привезли продукты питания, но в пакете гуманитарной помощи не оказалось курятины, хотя известно, что набор состоял из 9 видов продуктов, и в списке значился килограмм куриного мяса.
Изучив заявление, я направилась в махаллю «Бахтли хаёт» г. Самарканда, где меня встретили еще несколько женщин, у которых накопилось немало нерешенных проблем. 36-летняя Интизор Давронова попросила зайти в ее дом, чтобы показать, в каких условиях она проживает вместе с восьмилетним сыном. (Из этических соображений мы не стали размещать фотографии квартиры одинокой женщины). Интизор со слезами на глазах рассказала, что ей нечем кормить сына, потому что осталась без работы. До начала карантина, она работая лаборанткой в одной из школ города, получала зарплату, но последние месяцы никаких выплат не было.
- Я обращалась в махаллю за помощью, в апреле и в мае мне оказали помощь в виде продуктов питания, но, сами понимаете, на сколько дней может ее хватить, - со слезами на глазах говорит И. Давронова. - Однажды я обратилась в махаллю, чтобы они предоставили пособие сыну, но секретарь сказала, что квоты нет и отказала мне в выплатах.
В настоящее время пособие по уходу за ребёнком в возрасте до двух лет в махалле получают семь человек, до 14 лет – четыре ребёнка. По словам председателя махалли, он не знал о том, что Интизор нуждается в помощи, хотя она значится в числе одиноких нуждающихся женщин.
В списке малообеспеченных семей, предоставленном нам в махалле, записано 36 женщин. Трое из них недавно получили материальную помощь в виде одного миллиона сумов. Остальные ожидают своей очереди. В их числе и наши заявительницы.
На наш вопрос, сколько еще человек осталось без работы в период пандемии, заместитель председателя схода граждан по делам семьи, женщин и социально-духовным вопросам Сарвар Алимова ответила, что они трудоустраивают всех, кто к ним обращается, добавив: «К нам не поступали люди с просьбой их трудоустроить, поэтому с начала года не было трудоустроено ни одного жителя».
С. Алимова не смогла предоставить списки безработных граждан, аргументируя тем, что в их махалле таковых нет. Конечно, этот маловероятный факт немного смутил собравшихся, но буквально через несколько минут в махаллю вошла Саврия Рахмонова. Жительница махалли, услышав о визите корреспондента, решила присоединиться и рассказала, как шесть дней назад обращалась к председателю махалли с просьбой трудоустроить ее мужа на работу.
- Мой муж долгие годы работал в кукольном театре, - начинает разговор женщина. – Несколько месяцев назад он потерял работу. У нас трое детей, младшей нет и двух лет. Я пришла в махаллю, чтобы они помогли найти нетяжелую работу супругу, потому что у него хроническая астма. Председатель махалли обещал помочь, потом сбрасывал мои звонки. Обидно, что наш председатель не пытается помочь людям, и жильцы сами вынуждены решать свои проблемы. Напрашивается вопрос, зачем вообще нужна махалля, если она не живет чаяниями народа?
Замира БАЛТАЕВА.
Фото автора.
От редакции «СВ»: надеемся, что обращение женщин будет услышано, а деятельность председателя махалли и его помощников будут изучены соответствующей организацией.