Вызовы, которые нельзя решать по-старому

Когда сложная демографическая ситуация накладывается на международную нестабильность, особенно остро встает вопрос занятости населения. Решать его старыми методами сегодня уже невозможно. Эффективность новой политики напрямую зависит от глубины аналитической работы, от умения раскрыть потенциал внутреннего рынка труда и учитывать изменения на внешних рынках, где востребованы наши трудовые ресурсы.

Завершение приема в вузы, колледжи и техникумы ежегодно позволяет подсчитать численность выпускников, нуждающихся в трудоустройстве. По оценкам, в этом году более полумиллиона молодых людей пополнили ряды трудовых ресурсов страны. Это  не статистика, а живой вызов системе: каждому из них нужно предложить не просто работу, а перспективу.

Старые миграционные маршруты больше не гарантия

В последние годы значительная часть молодежи, не находя места на внутреннем рынке труда, уезжала в Россию и Казахстан. Немногие  в Южную Корею, Турцию, США и европейские страны. Но именно страны СНГ оставались основными направлениями трудовой миграции.

В этом году ситуация резко изменилась. Колебания валют, инфляция, ужесточение миграционных правил привели к массовому оттоку наших мигрантов. Особенно это проявилось в России, где повышение ключевой ставки до 20%, снижение доходов населения и падение спроса на услуги закономерно сузили потребность в рабочей силе извне.

Сокращение доходов населения приводит к сужению емкости внутреннего рынка, падению спроса на ряд товаров и услуг, соответственно к снижению потребности к трудовой деятельности иностранных граждан. Это не означает, что полностью отпал спрос на трудовых мигрантов. Без их участия трудно представить ритмичную деятельность коммунальных служб, сферы строительства и сельского хозяйства России, различных видов сферы услуг. Но мигрируют не только граждане Центральной Азии. Поэтому при возрастающей конкуренции на рынке труда только те наши соотечественники могут рассчитывать на получение работы, кто соответствует законным требованиям принимающей стороны: владеет русским языком, знаком с историей и традициями народов, способен с уважением относиться к ним и корректировать свое поведение в соответствии с ними.

Здесь особо хочется подчеркнуть, что Узбекистану нельзя допустить массового возвращения мигрантов в условиях неподготовленной внутренней экономики. В противном случае неизбежен рост безработицы и социального напряжения. Задача государства сегодня - обеспечить легализацию тех, кто уже работает за рубежом, помочь им закрепиться в рамках закона. Для этого профильным ведомствам необходимо кардинально пересмотреть подходы.

До сих пор подготовка к трудовой миграции не отвечала требованиям времени. Обучение языку, праву, бытовой культуре проходило стихийно, без системности и программной поддержки. Между тем денежные переводы мигрантов давно играют такую же стратегическую роль, как иностранные инвестиции. Параллельно нужно выстраивать новую внутреннюю стратегию занятости.

Инвестиции и рабочие места

Одним из ключевых резервов является повышение эффективности инвестиционной политики. Сегодня создание одного рабочего места в промышленности обходится в 50 тысяч долларов и более. Привлечение 10 миллиардов долларов создает лишь около 200 тысяч рабочих мест при годовой потребности в 500-600 тысяч. Производство должно стать более трудоемким и менее капиталоемким.

Необходимо возвращение к промышленности, ориентированной на спрос. Строительство цементных заводов - дорого и рискованно. Строительство консервных - в разы дешевле и дает те же рабочие места. Мы продолжаем импортировать томатную пасту и мясомолочную продукцию, которые спокойно могли бы производиться внутри страны.

Недавно в одной из областей введен крупный текстильный комбинат - при том, что мировой спрос на текстиль падает, а мощности действующих фабрик загружены наполовину. Без серьезного маркетинга инвестиции превращаются в риск. То же касается проектов по производству строительных материалов, которые могут оказаться нерентабельными уже в первые годы.

Повышение тарифов на газ и электроэнергию уже снижает конкурентоспособность продукции. Но достаточно ли делается для того, чтобы снижать энергоемкость производств и жилья?

Один агроном – десять гектаров прогресса

Почему сельхозпроизводство растет почти вдвое медленнее промышленности? Одна из причин - критически низкий объем инвестиций в аграрный сектор, доля которого в ВВП - около трети. Без изменения структуры поддержки сельское хозяйство не сможет вывести семьи из бедности и не насытит рынок продовольствием.

Пример Джамбайского района: один агроном приходится на тысячу гектаров. Между тем один грамотный специалист, обслуживая 10–15 гектаров, способен многократно повысить доходы хозяйства. Там, где фермеры приглашают агрономов, урожайность достигает 30–35 центнеров. Там, где пытаются «рисовать» показатели - убытки неизбежны.

То же касается бухгалтеров и экономистов. Руководитель хозяйства не может одновременно вести учет, анализировать затраты и рассчитывать цены.

Одной из важных причин того, что созданные за последние пять лет дехканские хозяйства не показывают желаемых результатов, является чрезмерная загруженность или нехватка агрономов-консультантов. Это только одно из направлений экономической деятельности, где при правильном подходе можно дать высшее образование и трудоустроить десятки тысяч молодых людей. Аналогичные резервы с точки зрения привлечения инженеров и других квалифицированных специалистов имеются на малых промышленных предприятиях.

«Музыку» заказывают предприятия

Перспективы улучшения качества и повышение эффективности системы высшего образования в стране зависят от того, как скоро будет осуществлен переход к приему в вузы (кроме педагогических) на основе рекомендаций предприятий и организаций, когда оплата за обучение имеющих производственный стаж претендентов будет происходить на основе партнерства с их родителями. При этом определенные преференции должны быть предоставлены выпускникам школ, педагогические коллективы которых заблаговременно отбирают, готовят и затем рекомендуют наиболее продвинутых из них в качестве будущих учителей.

Узбекистан не может ослабить внимание к проблеме трудовой миграции, но и не может более рассчитывать на нее как на предохранительный клапан. Без глубоких изменений в промышленной и аграрной политике массовое возвращение мигрантов создаст давление на рынок труда, снизит доходы на душу населения и усилит социальные риски.

Выход - в разработке научно обоснованной, комплексной программы занятости, которая одновременно укрепит внешнюю миграционную стабильность и создаст внутренние возможности для молодых граждан. Это не задача отдельного ведомства. Это - национальная стратегия.

Илхом ВАФАЕВ,

начальник отдела маркетинга Самаркандского областного совета предпринимателей.