Выход в другие измерения
Выставкой в нескольких умозрительных измерениях можно назвать концептуально-живописный проект самаркандского художника Хуршеда Халилова, представленный куратором арт-галереи «Айсель» Нормуродом Негматовым.
Концепт – сегодня моден, а концепт в Самарканде – еще и любопытен с точки зрения взаимодействия кураторской идеи со зрителем. Нет, на вернисаже Х. Халилова не было ничего скандального, за исключением размещения живописных этюдов.
Выставочное пространство было поделено на несколько зон, где монолитом на стене выделялось основное количество работ художника, картины также были размещены на фоне яркого ситца, в свободном порядке, а этюд «Гур-Эмир» неожиданно противопоставлен поп-артовским рекламным баннерам. Посетители галереи могли заметить и несколько телеэкранов, которые демонстрировали не просто обои с достопримечательностями Самарканда, но статичное видео часто изображаемых исторических памятников.
Разобраться в концепции выставки помог ее куратор.
- На выставке, в основном, представлены старые этюды Хуршеда, но в новом формате через взаимодействие их с разным контекстом, отсюда и разная их интерпретация, - поясняет Н. Негматов. – Например, в контексте соцреализма, видео, поп-арта. Так, видеокадры Шахи-Зинды только с одного ракурса зритель увидит на экране ровно столько же, сколько живописец тратит время на написание этюда с натуры. Таким образом работы художника выходят за рамки обычного восприятия. Отсюда и название проекта - «Выход».
Интересна интерпретация этюда «Гур-Эмир» на фоне баннеров, рекламирующих различную продукцию и развлечения. По мнению Н. Негматова, растиражированная история – та же поп-культура, соответственно и написанные многочисленные этюды хорошо всем известных памятников ее неотъемлемая часть. Сам художник объясняет размещение этюда среди рекламы тем, что жизнь с ее маленькими утилитарными радостями, несмотря на смерть, продолжается.
В самом начале было упомянуто восприятие подобных концептуальных проектов зрителем. Старшее поколение, привыкшее к обычным вернисажам, где каждая картина равноценна творческой мысли художника и не зависит от контекста, неоднозначно отзывается о подобных выставках. Зато молодой и даже совсем юный зритель в восторге от необычной подачи произведений изобразительного искусства. Например, уже во второй раз на кураторский проект Негматова приходят ребятишки 10-12 лет, которые посещают учебный центр при махалле «Хаймари паён» Самаркандского района. Воспитывать своего зрителя нужно с детства, считает Нормурод.
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.