Высокое искусство или шоу-бизнес: выбор за артистом

Что было сделано в первом квартале минувшего года областным отделением государственного учреждения «Узбекконцерт», какие задачи стоят перед ним? Об этом и других аспектах деятельности данной организации мы поговорили с его начальником Кобилом СОБИРХОНОВЫМ.

- Кобил Махмудович, итак, первый квартал. Что было сделано?

- Нашу работу можно разделить на два направления. Первое заключается в осуществлении контроля за проводимыми в области культурными мероприятиями, их организации на постоянной основе и высоком уровне. Второе – поиск одаренных певцов, музыкантов по всей области, чтобы в будущем эти талантливые люди активно участвовали в культурной жизни нашей страны. В минувшем квартале мы работали в обоих направлениях. С участием таких известных артистов, как Мардон Мавлонов, Эркин Кайтаров, Иноятилло Рахмонов и других в дни, посвященные празднованию Нового года, 8 Марта, Навруза были организованы концертные программы в домах «Мехрибонлик», интернатах и детских садах. Наши артисты регулярно проводят мастер-классы в детских школах музыки и искусств. Всегда стараемся общаться с талантливой молодежью, которая живет как в городе Самарканде, так и в районах области.

- Сколько артистов сегодня в списках областного отделения «Узбекконцерт»?

- По Самаркандской области на данное время числятся 600 человек, занимающихся концертно-зрелищной деятельностью. В первом квартале текущего года по области были лицензированы 42 артиста.

- Трудно ли получить лицензию?

- Лицензирование концертно-зрелищной деятельности осуществляется на основании Указа Президента РУз «О совершенствовании системы взыскания государственной пошлины и налогообложения лиц, осуществляющих концертно-зрелищную деятельность» от 13 июля 2022 года и постановления Кабинета Министров «О внесении изменений в единое положение о порядке лицензирования отдельных видов деятельности через специальную электронную систему в связи с совершенствованием системы взимания государственной пошлины с лиц, осуществляющих концертно-зрелищную деятельность и их налогообложения» от 26 января 2023 года.

Оформление заявок для получения лицензий проводится онлайн, на сайте https://license.gov.uz/. Для тех кто не имеет навыков работы в интернете, данную услугу оказывают территориальные агентства государственных услуг.

- Как работает система отзыва лицензий артистов? Кто входит в состав комиссии, принимающей решения?

- В «Узбекконцерте» есть вышестоящая организация - Совет по развитию и координации национального эстрадного искусства, в рамках которого действует специальная творческая группа. Ее состав утверждается один раз в год. Члены этой группы собираются минимум два раза в месяц для обсуждения вопросов, связанных с выдачей лицензий тем, кто обратился по этому поводу, или, напротив, по поводу отзыва разрешения у того или иного исполнителя. При непристойном осуществлении деятельности, а также при нарушении пунктов, указанных в Лицензионном соглашении, специальная творческая группа рассматривает отзыв лицензий и решает данный вопрос.

- Есть ли исполнители, лишившиеся лицензией по нашей области?

- Могу с удовлетворением отметить, что на данный момент по области, артистов, лишившихся лицензий, нет.

- Вы говорите «с удовлетворением», то есть, этот вопрос не может оставить вас равнодушным?

- Конечно же, нет. Если бы это случилось, это было бы для нас очень больным вопросом.

- Иногда в случаях отзыва лицензии какого-либо артиста в социальных сетях начинается целая серия комментариев, что никто, мол, не имеет права лишать артиста лицензии, если тот не нарушает закон, что никакой цензуры в творчестве быть не должно. Согласны ли Вы с этим?

- Учитывая то, что, артисты всегда находятся в поле зрения многих людей, как в повседневной жизни, так и в социальных сетях, что они оказывают огромное влияние на молодежь, можно сказать, что артист должен всегда за собой следить, за своей внешностью, поведением, текстом песен. Он должен нести высокую культуру. Отсутствие цензуры не означает вседозволенность. В этом я твердо убежден. У меня нет права лишать лицензии кого-либо, но посоветовать что-то молодым артистам я могу.

- Допустим, Совет лишил кого-то лицензии. Как и на основании чего происходит восстановление права на концертную деятельность?

- Все зависит от артиста. Специальный Совет, о котором я говорил, осуществляет свою деятельность на основе закона. Если он указал на какие-то ошибки артиста, то он, хочет - не хочет, но должен будет считаться с этим. Согласен он с мнением Совета или нет, это другой вопрос. Мы говорим слишком абстрактно, думаю, каждый конкретный пример надо рассматривать отдельно.

- В каком формате областное отделение ГУ «Узбекконцерт» работает с исполнителями. Например, есть ли общие собрания, лекции или рассылки четких правил – что можно, а что нельзя?

- Каждый лицензиат, прежде чем получить разрешение на концертную деятельность, приглашается в учреждение. У нас есть договор, где прописаны все его обязанности и права, поэтому кандидат обязательно знакомится с этим документом. Кроме того, мы два-три раза в квартал, в зависимости от календаря концертов, проводим заседания, своего рода уроки просвещения для артистов. На этих встречах рассказываем им об изменениях в сфере и о новых тенденциях.

В начале каждого года представители нашего отделения в сотрудничестве с областным хокимиятом, работниками налоговых инспекций и внутренних дел проводят выездные собрания по пропаганде лицензирования концертно-зрелищной деятельности.

- Расскажите о популяризации живого исполнения. Используют ли исполнители фонограммы в своих концертных программах?

- На сегодняшний день не только в республике, но и по области ведется популяризация живого исполнения.  Артисты, которые ведут деятельность только живым исполнением, получают поддержку со стороны государства. Министерство культуры РУз и Государственное учреждение «Узбекконцерт» содействуют и помогают в развитии их деятельности.  Но, к сожалению, сейчас многие вокалисты предпочитают использовать фонограмму.

- Иногда в социальных сетях читаешь, что по сравнению с советским периодом в настоящее время общий уровень искусства, культуры упал, наше время не дает таких великих артистов, как Батыр Закиров, Стахан Рахимов, Ортик Отажонов и многих других, что молодежь думает больше о деньгах…

- К сожалению, доля правды в этом есть. Наверное, молодежи не хватает терпения. Молодые не имеют жизненного опыта, еще четко не представляют, что такое хорошо и что такое плохо, но хотят быстро прославиться, разбогатеть и так далее.  Артисты старшего поколения не были такими. Они смотрели на песню как на высокое искусство. Увы, в наше время это превращается в бизнес, даже возьмите одно название «шоу-бизнес». В этой ситуации, мне кажется, единственно верный путь – это пропаганда высокого искусства. Я всегда говорю во время встреч с молодежью: мы готовы вас познакомить с хорошими поэтами, композиторами, предоставить услуги студий. Творите, дерзайте! Есть такие, кто к этому прислушивается, но есть и те, кто выбирает иной, легкий путь.

В наш период хорошей школой, хорошим примером для молодых могу назвать таких артистов, как Герой Узбекистана – Муножат Йулчиева, народные артисты Узбекистана – Фаррух Закиров, Юлдуз Усманова, Огабек Собиров, Насиба Абдуллаева и еще многих других, кого признал не только Узбекистан, но и весь мир. У нас в области так же есть наставники-артисты и молодые таланты, покорившие сердца любителей искусства своими песнями. Государство уделяет огромное внимание именно развитию такого искусства и культуры.

- Спасибо за содержательную беседу!

Беседовал Шухрат АНОРОВ.