Время, высеченное в камне
Монументальные работы всегда украшают улицы городов, но не всегда его жители знают имена их творцов. Сегодня мы публикуем статью о заслуженном деятеле искусств Узбекистана Ахмаде Шаймурадове (1936-2020), талантливом авторе памятников Алишеру Навои, Авиценне и Садриддину Айни, четырем бахши-сказителям Ислому Шоиру, Джуманбулбул-оглы, Пулкану Шоиру, Фазилю Юлдошу в Самарканде.
Ахмад Шаймурадов - один из немногих скульпторов Узбекистана, который мастерски владел работой со сложными материалами: ему поддавались и камень, и мрамор, и бронза. Признание и счастье для любого скульптора- монументалиста - когда его произведения получают свое воплощение в памятниках.
Как известно, становление художника базируется, прежде всего, на опыте его жизни. Детство, связанное с Самаркандом, его уникальными архитектурными памятниками удивительной природой, - вот неистощимый родник воспоминаний для скульптора Ахмада Шаймурадова.
Ахмад Шаймурадов родился 25 марта 1936 года в Самарканде. Еще мальчишкой он удивлялся, восхищался и радовался, когда видел на улицах родного города «необычных» людей с этюдниками и альбомами: они рисовали хорошо знакомые ему улочки, по которым он бегал с друзьями. Это были московские и ленинградские художники, эвакуированные в гостеприимной узбекский край в годы войны. Детские впечатления любознательного мальчишки остались в памяти будущего художника.
Связь с историей родного города, раннее начало трудовой биографии сформировали целеустремленную и яркую творческую личность Шаймурадова. Ему, как и многим другим, чье детство выпало на годы военного лихолетья, пришлось быстро повзрослеть. В 1942 году отец ушел на фронт, а уже через год семья получила похоронку о его гибели в битве за Сталинград. Осиротевшим сыновьям надо было думать, как помочь матери. И в неполные 13 лет Ахмад устраивается в мастерскую известных узбекских камнерезов братьев Джураевых: усто Джалола и усто Болта. Мастера принимали участие в оформлении интерьеров Ташкентского Государственного театра оперы и балета им. А. Навои. Ахмад брался за самую сложную работу, обтесывал огромные глыбы для будущих памятников, поднимал и перетаскивал их: благо был молод, силен и неутомим. Так началось его вхождение во взрослую жизнь.
Однажды, во время выполнения работ на местном православном кладбище, на одном из надгробий он увидел скульптурную фигуру женщины. Это привело подростка в неописуемый восторг - ранее ничего подобного и, возможно, именно тогда, по воспоминаниям самого Шаймурадова, у него и появилась еще не до конца сформировавшаяся мечта стать скульптором. С тех пор практически каждый вечер он начал вырезать фигурки людей и животных.
Ахмад поступил в вечернюю школу рабочей молодежи. Как рассказывает его друг Эдуард Аминов: «После четырех лет работы в мраморном цехе Ахмада перевели в мавзолей Гур-Эмир, чтобы отреставрировать стену с орнаментом “шарафа”. Проработав там год, в 1955 году Ахмад вместе с усто Болта поехали в Ташкент на особое задание. Там они попали на прием к заместителю министра Узпромсовета. И этот руководитель почему-то спросил Ахмада, хочет ли он учиться. Он, недолго думая, ответил: “Конечно! Но только по обработке камня”. Ответ был неожиданным: “Готовься! Поедешь или на Урал, или в Москву”. Ахмад, конечно, обрадовался и начал усердно готовиться. Через шесть месяцев, когда до вступительных экзаменов осталось всего три дня, улетел в Москву».
Так пятнадцатилетним юношей Ахмад Шаймурадов попадает в Москву, в Художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина, которое в те годы готовило мастеров по работе с деревом, металлом и камнем. В училище он познакомился с М. А. Шмаковым - замечательным человеком и педагогом, который окружил его заботой, поддерживал в учебе, отнесся к нему с поистине отеческой теплотой. Марк Александрович хорошо помнил, как в годы Второй мировой войны его, эвакуированного в Среднюю Азию, с любовью и теплотой принимали самаркандцы.
Среди учителей Ахмада оказался и его земляк - Чингиз Ахмаров. В училище он преподавал рисунок. Тогда-то и произошло их знакомство, которое позже переросло в дружбу и многолетнее творческое сотрудничество. Именно Чингиз Ахмаров открыл молодому художнику ценность и смысл традиционного искусства, любовь к наследию старых мастеров.
С 1958 года Шаймурадов регулярно принимает участие в работе всесоюзных и республиканских выставок, а в 1959 году - в московской Декаде литературы и искусства Узбекистана, где были представлены четыре его композиции. В составе узбекской делегации было два известных живописца - председатель Союза художников Узбекистана Урал Тансыкбаев и Герой Советского Союза Самиг Абдуллаев. Увидев работы начинающего скульптора, они не только дали им высокую оценку, но и рекомендовали Ахмаду продолжить учебу в Москве, чтобы получить высшее образование. И в 1959 году Ахмад Шаймурадов стал студентом Государственного художественного института им. В. Сурикова. А поступил он туда с отличными оценками по всем специальным предметам!
Наиболее серьезный период учебы начался на третьем курсе, в мастерской выдающегося скульптора и педагога Матвея Манизера (1891-1966). М. Г. Манизер - автор известных монументальных памятников: Тарасу Шевченко, Зое Космодемьянской, Илье Репину, Василию Чапаеву, Ивану Павлову, а также многофигурных композиций на станции «Площадь Революции» московского метро. Все это стало классикой советского искусства.
Во время летних каникул в 1961 году Шаймурадов познакомился с известным исследователем творчества Алишера Навои, ректором Самаркандского университета Вахидом Абдуллаевым. Он-то и предложил способному студенту-земляку создать бюст великого поэта Востока. Молодой человек начал увлеченно изучать жизнь и творчество Навои, делать наброски и, вернувшись в Москву, несколько месяцев работал над созданием образа Навои в мраморе. Законченную работу показал М. Г. Манизеру и получил одобрение учителя. С тех пор тема Навои навсегда вошла в его творчество. Сегодня эта скульптурная композиция находится в фойе Самаркандского государственного университета. Много позже Шаймурадов признался: «Это была моя первая серьезная работа. Вот тогда я понял, что скульптура - сложная пластическая система, для постижения которой потребуется целая жизнь».
В 1965 году он блестяще защитил дипломную работу «Учитель и ученик» («Наставник») и получил профессию художника-скульптора.
На разных этапах своего творчества Шаймурадов вновь и вновь обращался к образу Алишера Навои и создал свою скульптурную «Навоиниану», насчитывающую около пятидесяти изображений, - от небольших камерных композиций и бюстов до монументальных памятников. Одни из них завершены, другие так и остались на стадии эскиза. Но все - реалистически точны, у них сохраняется обобщенность формы модели. Результатом и вершиной многолетней кропотливой работы над образом Алишера Навои стал памятник поэту, установленный в 1991 году в Самарканде.
Огромную роль в осознании величия Алишера Навои как поэта и государственного деятеля сыграло знакомство Шаймурадова с выдающимся ученым, глубоким знатоком культуры, директором Музея литературы им. А. Навои, академиком Хамидом Сулеймановым. Как-то он показал Шаймурадову оттиск с миниатюры Махмуда Музахиба и попросил повторить портрет в скульптуре. После нескольких недель напряженной работы Шаймурадов принес два варианта бюста - в бронзе и мраморе. Сам А. Шаймурадов вспоминает: «Хамид Сулейманович внимательно и долго рассматривал скульптуры. Для меня работа над этими портретами была очень ответственна: во- первых, это образ великого Навои; во-вторых, оценку моей работе давали два таких “титана” - Чингиз Ахмаров и Хамид Сулейманов...» И сегодня оба варианта находятся в Музее литературы им. Алишера Навои в Ташкенте.
Продолжением темы Навои явилась и работа (1981-1984) над рельефами в Ташкентском метрополитене для станции «Алишер Навои». Здесь основной темой является поэма Навои «Хамса» («Пятерица»), где автором эскизов, художественных решений и общего стилевого направления керамических рельефов был народный художник Узбекистана Чингиз Ахмаров (1912-1985).
Наряду с работой над образом Алишера Навои, которая, несомненно, является главной, - как говорит о себе скульптор: «красной нитью проходит через все мое творчество», - Шаймурадов создает скульптурные образы Аль-Хорезми и Абдурахмана Джами.
Создавая бюсты и памятники историческим личностям, Шаймурадов работает и над образами современников. Формы его скульптурных композиций монолитны, выразительность и жизненность образа достигаются за счет динамики крупных пластических масс. Памятник Герою Советского Союза Кудрату Суюнову (1975) установлен в Пахтачийском районе Самаркандской области. Здесь впервые прорывается творческий темперамент самого Шаймурадова, пафос героизма, что был характерен для скульптур тех лет. Героика, драматизм и монументализм здесь неразделимы. Выполненный в бронзе памятник органично вписался в огромные просторы местности.
Совершенно иной подход А. Шаймурадова - в ряде его станковых скульптур. «Портрет народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова» (1980), «Танцовщица Кизлархон Дустмухамедова» (1984), «Портрет жены» (1984), «Портрет японской художницы Ч. Окубо» (1991), «Портрет режиссера Мелиса Абзалова» (2006), «Портрет художника Мубарака Юлдашева» (2007), «Профессор Эдуард Аминов» (2007) и др. Они очень разные, но есть в них общее и главное - интерес к человеку!
Ахмад Шаймурадов был из того поколения художников, которые получили академическое образование, овладели основами скульптуры, заложенными в годы учебы и закрепленными в его многолетних творческих поисках. В его биографии, в формировании как личности и скульптора, в его произведениях сохранились главные приметы эпохи.
Эльмира АХМЕДОВА,
председатель секции искусствоведов
Творческого союза художников Академии художеств Узбекистана.