"вырезал" себе автомобиль

- Я продолжатель династии, начало которой было положено моим именитым прапрадедом усто Абдухафизом Джалиловым. Он был признанным мастером своего времени. Выполненные им на дереве узоры украшали колонны мечетей, двери, тахты, дома богатых людей и чайханы. Некоторые его работы, сделанные в ХIХ веке сохранились и до наших дней. Так как он был знатным мастером, то его приглашали даже в соседние области. Своему ремеслу, по древнему обычаю, он обучил своих сыновей, в числе которых был и мой прадед. Коллективизация всей страны внесла свои коррективы и поэтому в предвоенные годы искусству резьбы по дереву мой дед - Мирусмон Асадов обучался уже в школе при медресе Шердор, что на площади Регистан. После окончания войны он поменял несколько профессий, но любовь к работе с деревом в 1956 году привела его в реставрационные мастерские. Вместе с коллегами усто Мирусмон принимал непосредственное участие в восстановлении архитектурных памятников Самарканда. Занимался резьбой по ганчу, выполнял другие работы и попутно совершенствовал своё мастерство в художественной резьбе по дереву. Начиная с 80-х годов прошлого века, он полностью занялся резьбой по дереву. Все свои знания и секреты он передал детям и внукам, в числе которых был и я братьями Мирмухсином и Маъруфом, вместе с нами обучение проходил и наш племянник Мирмумин. В настоящее время мы продолжаем династию предков. Можно сказать, что мы мастера в четвертом и пятом поколении. Сейчас обучаем своему ремеслу не только своих детей, но и всех желающих, у кого острый глаз и огромное терпение, без которых в нашей профессии ничего не добьешься.

- Какие древесины вы используете в своей работе, и каким образом?

- Свои изделия - резные двери, ворота, беседки, колонны, балки для айванов, резные решётки и другие мы изготавливаем из разных видов деревьев. В основном это - дуб, ясень, карагач, орех, чинара, бук и т. д. Все виды древесины перед использованием  проходят обработку сушкой в сухом теплом помещении, иногда на это уходят годы. Например, чинару нужно выдержать не менее трех лет, иначе готовое изделие может скрутить. При изготовлении уникальных резных дверей применяем двухуровневую и трёхуровневую резьбу. Узоры при этом вырезаются на двух-трёх уровнях, глубиной до 20 миллиметров. Это сложная, почти ювелирная работа, которая требует немало времени и терпения. Такие двери, к примеру, мы изготавливали для мемориального комплекса Имама аль-Бухари, мавзолея Имама аль-Мотруди, ансамбля Шахи-зинда, Национального театра в Ташкенте.

- В каких странах и городах работала ваша бригада?

- Изделия, изготовленные нами можно увидеть в турецком городе Конья - в мавзолее Джалалиддина Руми, в Российской Федерации, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и это далеко не полный перечень адресов, где работала наша команда. Плюс практически все города Узбекистана, в том числе, исторические памятники древней Бухары. Мы также принимали участие в реставрации архитектурных памятников Ташкента.

Надо отметить, что в высоком качестве работ народных мастеров немалую роль играет тщательная подготовка исходного материала, ведь мы никогда не применяем для насыщения цветовых оттенков красители. Созданная нами продукция имеет естественную цветовую гамму за счет структуры самого  дерева. Единственно, чем мы пользуемся для сохранения древесины, это на завершающем этапе покрываем их бесцветным лаком.

- Какие инструменты вы используете для резьбы по дереву?

- Наша работа в основном выполняется вручную – стамесками, также используем лобзики и пилы, в зависимости от того, какую именно работу необходимо сделать. Хотя сейчас немало различных компьютеризованных станков с различными фрезами, способными создать из дерева и даже мрамора резные столы, плашки и три D портреты.

- Мансур, откуда появляются идеи, мотивы для узоров резьбы по дереву? Где вы берёте эскизы, рисунки, узоры?

- Большинство узоров передаются по наследству, потому они и ценятся любителями старины. Кроме того, имеются специальные журналы, каталоги по орнаментам в разных стилях, посещая выставки антикварной мебели, можно кое-что скопировать, бывает, что заказчик просит повторить тот или иной узор, увиденный им где-то.

- Что бы вы могли порекомендовать, желающим освоить эту древнюю профессию, может быть, стоит приобретать специальные книги о технике резьбы по дереву?

- Сколько бы ты не читал специальную литературу, которой сейчас достаточно много, стать мастером не получится, ведь не зря говорят: "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Поэтому мой совет тем, кто желает обучиться профессии: идите в мастерскую подмастерьем, там быстрее всему научитесь и узнаете секреты вашего мастера.

- У каждого мастера есть своя мечта, а какая она у вас?

- В моих планах создавать различные резные игрушки из дерева, украшать изготовленные из МДФ двери и карнизы резными вставками, для чего хочу обустроить мастерскую, находящуюся в Самаркандском районе и главное сохранить самаркандскую школу резьбы по дереву, основанную нашими предками.

Беседовал Шухрат АНОРОВ.

Фото автора.