Великий Шёлковый путь и его история

Что мы знаем о Великом Шелковом пути? Воображение сразу же рисует бескрайнее песчаное море знойной пустыни. Рассекая барханы, словно волны, бредут по ней нескончаемые караваны, нагруженные богатыми товарами. Но это только лишь часть истории…

Основание Шелкового пути относят ко II веку до н.э., когда китайский посол Чжан Цянь посетил страны Центральной Азии с дипломатической миссией. До II в. до н. э. путь из Европы в Азию обрывался у границ Китая, так как горные системы Азии – Тянь-Шань, Кунь-Лунь, Каракорум, Гиндукуш, Гималаи - скрывали древнейшую китайскую цивилизацию от остального мира. Открыть богатейшее западное направление помог случай. Одно из кочевых союзных Китаю племен было вытеснено другим племенем, бывший союзник ушел на Запад. Китайский император послал вдогонку посольство во главе с Чжан Цянем. Пройдя тяжелейшую пустыню Такла-Макан, горы Тянь-Шаня, пережив десятилетний плен, Чжан Цянь нашел бывших союзников в оазисах Средней Азии.

Чжан Цянь был поражен увиденным - только в Ферганской долине он насчитал более 70 больших и малых городских поселений с развитым ремеслом, земледелием. Жители городов-оазисов вели широкую торговлю с Индией, Ближним и Средним Востоком, античным миром. Возвратившись в Китай, Чжан Цянь рассказал императору о странах к западу от Китая. Сообщил о породистых «крылатых» конях Давани (Ферганы), не идущих ни в какое сравнение с мелкими китайскими лошадками. Император тут же захотел иметь таких лошадей, так как обладание ими давало огромные преимущества в борьбе против кочевников. Вскоре в Среднюю Азию были отправлены посольства. Среди прочих даров они везли китайский шелк.

Так встретились древние цивилизации Средней Азии и Китая, сошлись в единое целое две великие дороги. Одна, шедшая с Запада, из стран Средиземноморья в Среднюю Азию, разведанная и пройденная греками в процессе походов Александра Македонского. Другая, ведущая с Востока, из Ханьской империи в Центральную Азию, разведанная Чжан Цянем, который прошел эту область с севера на юг через Давань, Кангюй, Согд, Бактрию.

Однако еще раньше существовали дороги, по которым уже велась торговля Востока с Западом. Это были отдельные отрезки будущего Великого пути. Возникновению торговых связей способствовала разработка в горах Центральной Азии месторождений полудрагоценных камней - лазурита, нефрита, сердолика, бирюзы. Так, существовал «лазуритовый» путь, по которому из Центральной Азии в Иран, Месопотамию и даже в Египет доставляли этот камень. Одновременно с ним складывался «нефритовый» путь, связывающий области Хотана и Яркенда с районами Северного Китая. Кроме того, в страны Передней Азии из Согдианы и Бактрии вывозился сердолик, а из Хорезма - бирюза. Все эти маршруты, в конце концов, влились в трассу Великого Шелкового пути.

Вклад согдийцев

Выдающаяся роль в освоении Шелкового пути принадлежит согдийцам. В IV-V вв. они берут под контроль многие важные участки сухопутных трасс пути, создают свои торговые колонии близ Великой Китайской стены, основывают города в Восточном Туркестане, поднимаются с караванами по опасным тропам Каракорума в Пакистане и Северной Индии. Здесь, на перевалах близ переправ у мостов Шатиала и Чиласа, вырастают фактории для обмена товаров с индийскими купцами.

От IV столетия нашей эры сохранились уникальные "старые согдийские письма" из купеческой колонии в Восточном Туркестане, среди которых интересны письма живущих там купцов в Самарканд, описывающие жизнь согдийской колонии, политические события местного значения.

Роль согдийских и, в первую очередь, самаркандских купцов, возрастает в эпоху Тюркского каганата, границы которого в период его расцвета простирались от пределов Танского Китая на востоке до Каспийского и Черного морей на западе.

Пользуясь поддержкой тюркских каганов, заинтересованные в сбыте своего шелка, получаемого в виде дани от Китая, самаркандские купцы прокладывали степные пути с городами и караван-сараями. А когда шах сасанидского Ирана отверг предложение посольства тюрского кагана, возглавляемой согдийским купцом Маниахом, о совместном контроле южных трасс Великого пути и демонстративно сжег на площади шелка, привезенные в дар, то же посольство кагана прошло новым маршрутом, на север, в Хорезм, вокруг Каспийского моря, через Кавказ в Византию, положив начало новому маршруту "Кавказскому шелковому пути". Кстати, согдийцы сами производили драгоценную ткань. Украшенные оригинальными рисунками шелка согдийцев послужили прототипами многих композиций на более поздних византийских, иранских и китайских тканях.

Чем торговали?

Товары по Великому Шелковому пути шли, в основном, с Востока на Запад. И главным товаром в этом списке был шелк. Благодаря своим качествам, громадному спросу и дороговизне, он являлся идеальным предметом торговли для перевозки на дальние расстояния. Еще в средние века венецианский купец Марко Поло назвал эти караванные пути шелковыми. А в научный оборот термин «Великий Шелковый путь» в 1877 году ввел немецкий исследователь Фердинанд Рихтгофен в своем фундаментальном труде «Китай».

На начальном этапе развития Шелкового пути китайцы получили из Центральной Азии коней, а также семена люцерны и культуру винограда. Античный мир с древних времен культивировал виноградную лозу и производил вина. Позже китайцы освоили за счет караванной торговли еще несколько сельскохозяйственных культур – фасоль, лук, огурцы, морковь, гранат, грецкий орех, инжир и др.

Из Центральной Азии и Восточного Средиземноморья в Китай поступали шерстяные изделия – ковры, покрывала, паласы. Они произвели огромное впечатление на китайцев, не знакомых с техникой обработки шерсти, льна, ковровым производством. Также ввозились верблюды, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла. Особенно ценилось своим высоким качеством самаркандское стекло, а также кожа и шерсть, хлопчатобумажные ткани, золотошвейные ткани, экзотические фрукты – арбузы, дыни и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы.

Из Китая же караваны везли на Запад знаменитую фарфоровую посуду снежной белизны с изящными рисунками. Только в Китае владели секретом изготовления тончайшего и звонкого фарфора, поэтому он очень дорого стоил на рынках Европы. Вывозились также бронзовые украшения, включая зеркала с разнообразным орнаментом, зонты, изделия из китайского лака, лекарства, парфюмерия. Высоко ценилась и китайская бумага.

Из Индии доставлялись ткани, пряности и самоцветы, красители, слоновая кость. Из Ирана - серебряные изделия. В Рим везли благовония, драгоценные камни, слоновую кость, сахар. В Восточную Европу из Центральной Азии поставлялись рис, хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые ткани. Из Восточной Европы в Хорезм привозилось большое количество кожи, меха, пушнины, коры для дубления кож, скот и рабы. Из Северной Европы, помимо мехов и кож, везли мед и невольников.

Рисковали жизнью

Караванная торговля по маршрутам Великого Шелкового пути была связана не только с высокой прибылью, но и риском. Поэтому купцы стремились заниматься коммерцией целыми группами, состоящими из сотен и тысяч вооруженных людей. Но ничто не могло защитить купцов от произвола правителей и нападений кочевых племен. Поэтому, опасаясь за свою жизнь, купцы чаще меняли свой товар в каком-то из промежуточных торговых городов.

Однако и государства, и кочевники объективно были заинтересованы в сохранении торговых коммуникаций. Правители земель получали доходы от таможенных пошлин, взимаемых в городах вдоль караванных путей. Чтобы не потерять эти доходы, правители стран Азии принимали законы, охранявшие купцов. Торговля была меновая, деньги служили лишь единицей счета. Купцы оценивали свой товар в определенную сумму и меняли его на другой товар с эквивалентной ценой.

Караваны насчитывали от нескольких десятков до нескольких тысяч вьючных животных. Их обслуживали прислуга и проводники. При караванах часто держали переводчиков. На всех отрезках пути в городах и селениях строились караван-сараи. В них имелись худжры для купцов и обслуживающего персонала, помещения для животных, необходимый фураж. Иногда в караван-сараях можно было продать или купить оптом товар, узнать коммерческие новости и цены.

Существовали специальные купцы или даже компании, которые брали на себя организацию транспорта. Значительную роль в развитии торговли играли кочевники-скотоводы. Они брались сопровождать караваны, предоставляли скот для питания и в качестве транспортного средства, и целые династии специализировались на караванной торговле.

После великих географических открытий XV-XVI вв. межконтинентальные сухопутные торговые пути пришли в упадок. Быстрота морского передвижения, относительная дешевизна перевозок стали приводить к тому, что с конца XV в. значение сухопутного Великого Шелкового пути начинает падать. Хотя некоторые из его ответвлений, особенно в высокогорном узле, связывающем Таджикистан, Афганистан, Китай, Пакистан и Индию, просуществовали до начала XX века…

Марина РЕУТОВА,

зав. лабораторией реставрации Самаркандского

Института археологии им. Я. Гулямова.