В стальные магистрали со стальным характером

Железнодорожники. Для каждого из них железная дорога и поезда – больше, чем просто работа. Удивительно, но именно в этой сфере можно встретить немало продолжателей династий, когда профессия одного человека становится делом всей семьи.

В 2017 году Указом Президента у железнодорожников страны появился свой праздник, который отмечается в первое воскресенье августа. В текущем году, ровно, как и шесть лет назад, этот день выпадает на 6 августа. В преддверии праздника мы побывали на железнодорожном вокзале Самарканда и поговорили с его работниками о профессии и о том, почему в этой сфере практически не встретишь случайных людей.

Профессия, о которой мечтали мальчишками

Шухрату Абдусалиевичу Абдусалиеву - 51 год, из них почти четверть века он трудится на железной дороге.

- О том, что стану железнодорожником, знал с детства, - говорит Шухрат Абдусалиевич. –  Помню, как после школы бежал на работу к дяде - строителю в ПЧ (путевой части) и часами наблюдал, как работают он и его коллеги. Именно тогда у меня зародилась мечта надеть форму железнодорожника. И надо сказать, что для исполнения своей мечты сделал все необходимое, в частности, получил соответствующее образование.

В 1994 году, окончив Ташкентский государственный транспортный институт и получив специальность инженера, Шухрат Абдусалиев приступил к обязанностям дежурного подстанции в Джизакской области. Проработав там три года, его направили в Самарканд.

- Работал на разных должностях: от дежурного помощника начальника самаркандского ж/д вокзала до начальника вокзала в Навои, - рассказывает Ш. Абдусалиев. - Чуть больше года назад меня назначили инженером - строителем первой категории. Признаюсь, что именно к этой должности я шел долгие годы.

Действительно, за время работы Шухрата Абдусалиевича на посту инженера-строителя самаркандский железнодорожный вокзал заметно преобразился. На первый взгляд, он, кажется все таким же, но стоит прогуляться по нему и отмечаешь ряд нововведений. От замены брусчатки на перроне, появления пандусов и сенсорных входных дверей до современных пунктов пропуска пассажиров.

- Большую работу по преображению вокзала провели в прошлом году, - отмечает инженер-строитель вокзала. – Наш железнодорожный вокзал, как и любой другой, выполняет важную миссию - он не только встречает и провожает гостей, но и является своего рода визитной карточкой города. Наш самаркандский вокзал заметно отличается от всех остальных как масштабом, так и неординарной архитектурной подачей. Чего стоят масштабные мозаичные панно, которые мастера создавали на протяжении почти трех лет в 90-х годах прошлого столетия. На вокзале их четыре, и каждое по-своему повествует о нашем крае.

Пока наш собеседник рассказывал о проведенной строительной работе в преддверии саммита ШОС, к Шухрату Абдусалиевичу подошел дежурный по вокзалу Багир Багиров с предложением.

- Ежедневно через наш вокзал проходит немало пассажиров, причем большая часть из них - иностранные граждане, - отметил Багир Гулям-Хасанович, за плечами которого более 35 лет работы на железной дороге. - Поступают предложения о замене традиционной лестницы, ведущей из здания вокзала в подземный переход на перрон и пункт хранения багажа, на эскалатор. Установка эскалатора облегчит их передвижение, поэтому, думаю, стоит рассмотреть этот вопрос.

Шухрат Абдусалиевич обещал обдумать данное предложение, отметив, что необходимо взвесить все «за» и «против».

Если любить свое дело, то и серые будни будут праздником

Трудовая деятельность Багира Гулям-Хасановича Багирова заслуживает особого внимания. Среди железнодорожников он уже более 35 лет. Прошел непростой путь от дежурного по вокзалу до исполняющего обязанности начальника железнодорожного вокзала города Самарканда. Однако пару лет назад он вернулся к должности, с которой начинал свою трудовую деятельность.

Родился и вырос Багир Багиров в Самарканде. Он из тех, кто продолжает династию железнодорожников. Его отец Гулям - Хасан, ныне покойный, был известным в Самарканде железнодорожником, долгие годы проработавший в должности заместителя начальника станции. По его стопам пошли не только Багир Гулям-Хасанович, но его двое братьев и сестра. Один брат работал на восстановительном поезде, ремонтировал поврежденные вагоны и поезда. Другой трудился в должности начальника отдела ревизии. Их сестра долгие годы работала медсестрой в железнодорожной поликлинике. В настоящее время все они на пенсии, только Багир Гулям-Хасанович до сих пор в строю.

- Для меня профессия железнодорожника – больше чем просто работа, она смысл моей жизни, - отмечает 56-летний дежурный по вокзалу. – Можно сказать, ее мне привили вместе с материнским молоком. Поэтому, окончив школу, я сначала получил образование в железнодорожном техникуме в Самарканде, а потом и в ташкентском университете. Стоит отметить, что стальные магистрали не терпят случайных людей, поэтому у нас вы их практически не встретите. Все, кто решил стать железнодорожником, приняли это решение сердцем и, конечно же, со стальным характером.

Старания Багира Багирова в профессии привели его к руководящим должностям. Он работал заместителем начальника железнодорожного вокзала Самарканда, начальником станции в Навоийской области, заместителем главного инженера Бухарской железнодорожной дороги по Самаркандской области.

- Вернуться к должности дежурного по вокзалу решил после того, как ухудшилось состояние здоровья, - признается Багир Гулям-Хасанович. – Считаю, что, если любишь свое дело, то работа превращается в удивительный и занимательный процесс, и серые будни становятся праздником. Ведь именно из этого и складывается целая жизнь. Должность дежурного по вокзалу очень занимательна, поскольку ты постоянно находишься в гуще событий. На нас возложено не только обеспечить работу билетных касс, камер хранения ручного багажа и других подразделений вокзала, но и своевременно оповестить пассажиров о прибытии пассажирского поезда, а также оказать необходимую помощь гражданам, опоздавшим на поезд. Словом, скучать на работе не приходится, и мне это, безусловно, нравится. Вы не поверите, но стук колес меня успокаивает, ведь его я слышу практически с раннего детства.

Интересно, что у Багира Гулям-Хасановича, как и Шухрата Абдусалиевича, есть кому продолжить дело. Сын Багирова недавно окончил железнодорожный колледж, а вот дочь Абдусалиева уже работает телефонисткой.

Малика АБАЙДУЛИНА.

Фото автора.

Железные дороги до Китая

Железную дорогу Китай - Кыргызстан - Узбекистан начнут строить в этом году. Этот логистический проект обеспечит Республике Узбекистан и другим странам Центральной Азии кратчайший доступ на международные рынки и повысит международный статус региона.

Также Узбекистан участвует еще в одном крупном проекте - в строительстве Трансафганской железной дороги, в которой наряду с нашей страной участвуют Пакистан и Афганистан. Проект оценивается на сумму от 4,6 млрд. до 8,2 млрд. долларов, его планируется завершить к 2027 году.