Тепло, но по-старому
С наступлением холодов вопрос теплоснабжения становится особенно острым. От того, насколько стабильно работают системы отопления, напрямую зависят комфорт, здоровье и безопасность детей в школах, детских садах и других социальных учреждениях. В нашей области по-прежнему доминирует угольное отопление, которое из года в год приносит одни и те же трудности.
По данным, предоставленным управлением дошкольного и школьного образования области, из 1 275 общеобразовательных школ региона 95 процентов отапливаются углем. Это значит, что более тысячи школ в зимний период зависят от своевременных поставок твердого топлива, исправности котлов и наличия обслуживающего персонала. Схожая ситуация и в дошкольных учреждениях: 90–95 процентов детских садов также используют уголь. К газовому отоплению подключены лишь учреждения, расположенные в Самарканде и Каттакургане.
По словам начальника отдела по развитию инфраструктуры образовательных организаций и эффективному использованию их имущества управления дошкольного и школьного образования области Акмаля Хурсандова, к текущему отопительному сезону велась заблаговременная подготовка.
- В этом году мы получили 54 716 тонн угля, - говорит он. - Это более чем на тысячу тонн больше по сравнению с прошлым годом. Такой запас был сформирован специально, чтобы не столкнуться с трудностями в случае затяжной и холодной зимы. Уголь был доставлен в учреждения еще летом. По распоряжению хокима области отопительный сезон начался в октябре, и сегодня в школах и детских садах поддерживается температура выше 20–21 градуса.
Наряду с поставками топлива, в ряде учреждений была проведена модернизация отопительного оборудования. В школах и детских садах Самарканда и Каттакургана установлены новые котлы, обновлены газовые горелки, а также внедрены автоматические системы включения и отключения отопления, что повышает эффективность и безопасность работы.
Отдельное внимание, по словам Акмаля Хурсандова, было уделено обеспечению детских садов горячей водой. В текущем году в 541 детском саду установлено более 1 100 гелиоколлекторов, обеспечивающих учреждения горячей водой за счет солнечной энергии. В целом, на сегодняшний день такие устройства функционируют уже более чем в 770 государственных дошкольных образовательных организациях области.
Однако, несмотря на наличие топлива и технические меры, остается проблема, о которой говорят многие представители учебных заведений, - дефицит истопников. Работа с угольным отоплением требует постоянного физического труда, внимания и ответственности, но при этом остается одной из наименее привлекательных по уровню оплаты.
- С обеспечением угля у нас проблем нет, в этом году школа получила 82 тонны, но мы испытываем серьезные трудности с истопниками, -рассказывает директор школы № 6 Пайарыкского района Озода Юсупова. – За 1,2 млн. сумов в месяц мало кто соглашается работать. А ведь у нас не один-два котла, а десять. Это тяжелый и непрерывный процесс. У нас было три истопника, но все ушли. Мы постоянно размещаем объявления о поиске специалиста. Приходят, работают день-два и снова увольняются.
Действительно, работа истопника – дело не из легких. Только представьте, каждые 4-6 часов, а в период сильных морозов чаще, необходимо закидывать в котлы уголь, чистить зольник от пепла, разжигать огонь, регулируя тягу заслонками. Один неверный шаг, и котел гаснет. Добавьте сюда мозоли и сажу на руках, боль в спине и вечно грязную одежду.
К кадровому вопросу добавляется и еще одна проблема - качество угля. Многие учебные заведения отмечают, что не всегда топливо соответствует необходимым стандартам, что сказывается на эффективности отопления и увеличивает нагрузку на персонал.
Напомним, что два года назад Президент подписал Постановление «О модернизации систем отопления объектов социальной сферы на основе государственно-частного партнерства». Документ направлен на обеспечение бесперебойного тепла в осенне-зимний период, рациональное использование энергоресурсов и привлечение частных инвестиций. Ожидается, что к 2026 году система отопления в государственных учреждениях, включая школы и детские сады, поэтапно будет модернизирована, снизив зависимость от угля. Пока что в Самарканде, и в частности, образовательные учреждения работают по старой схеме, с углем, котлами и надеждой на то, что морозы не окажутся слишком суровыми.
Малика АБАЙДУЛИНА.