Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

Тема войны в графике В. Рождественского

Ко Дню Памяти и Почестей научными сотрудниками Самаркандского государственного музея-заповедника подготовлен к изданию альбом-каталог «Вторая мировая война в творчестве Владимира Леонидовича Рождественского из фонда изобразительного искусства Самаркандского государственного музея-заповедника».

В настоящий каталог включен ряд произведений художника, хранящихся в фондах Самаркандского государственного музея-заповедника, которые по своей тематике разделены на группы: "Пейзажи и военные укрепления вражеских городов", "Военная техника", "Боевые действия", "Портреты военнослужащих", "Солдаты отдыхают", "Агитационные плакаты", "Прошлое Узбекистана» и карикатуры для журнала «Муштум».

В годы Второй мировой войны 1941-1945 годов многонациональный народ Узбекистана, сражаясь на полях сражений и в тылу, проявил настойчивость и внес достойный вклад в обеспечение победы над фашизмом. Из более чем 1,5 миллиона узбеков, принимавших участие в войне, более полумиллиона погибли, около 133 тысяч пропали без вести, более 60 тысяч вернулись инвалидами.

В те тяжелые и неспокойные времена наша страна стала мощной базой снабжения фронта, где промышленные предприятия были приспособлены под военную отрасль и их деятельность была ориентирована на нужды фронта. Наши граждане мобилизовали все силы для восстановления более ста фабрик и заводов, эвакуированных в Узбекистан.

Хотя в годы войны многие деятели искусств ушли на фронт, творческая жизнь Узбекистана была активной и разнообразной, в том числе за счет эвакуированной из России, Белоруссии, Украины творческой интеллигенции. За этот период Союз художников Узбекистана организовал более ста выставок. Первая из них была открыта 27 июля 1941 года в Ташкенте. К их числу относятся выставка, посвященная 25-летию Социалистической революции 1943 года, и выставка «Узбекистан в Отечественной войне» 1944 года. Это были национальные выставки, проведённые в масштабе республики. К работе Союза художников Узбекистана привлекались эвакуированные из Москвы и других городов знаменитые художники С. Герасимов, М. Авилов, Д. Моор, И. Грабарь, В. Сварог, В. Касьян, И. Павлов.

Одним из известных художников был Владимир Леонидович Рождественский. Он родился в 1897 году в селе Уравново близ российского города Мурома. Начинал свою карьеру пропагандистом в Красной Армии. Хотя Рождественский не получил художественного образования, его многолетний труд, а также постоянная сосредоточенность на событиях позволили ему овладеть искусством графического дизайна.

Художник работает в Самарканде с 1922 года. В 20-х годах прошлого века вместе с М. Курзиным, Л. Буре, А. Волковым работал в области плакатной и журнальной графики. С 1926 года заведовал художественным отделом сатирического журнала «Муштум».

С 1927 года он являлся членом творческой группы «Мастера Нового Востока» вместе с А. Волковым, М. Курзиным, В. Марковой, М. Гайдукевичем, В. Гуляевым, И. Икрамовым. С 1929 по 1932 годы был членом Самаркандского отделения Союза художников.

В 1931 г. в Москве прошла первая выставка изобразительного искусства Узбекистана, на которой, наряду с произведениями таких известных художников, как Усто Мумин, С. Солод, В. Еремян, А. Волков, П. Беньков, были представлены произведения В. Рождественского.

В 1939 году Рождественский завершил 10-страничную сатирическую серию, посвященную узбекскому писателю Хамзе. Он также создал серию автолитографий «Из прошлого Узбекистана», «Школа», «Старая Бухара», «У залива», «Битва за воду», на которых художник изображает Узбекистан до 1917 года. С 1938 по 1943 год Рождественский работал, в основном, над литографией. В связи с этим созданы замечательные работы по строительству Ферганского канала в Узбекистане.

Художник работал левой рукой (правая была ампутирована) и использовал свой художественный опыт и навыки, приобретённые в армии. Рождественский любил творчество Маяковского. Он ищет в рифмах его стихов образы, которые отличаются лаконичностью, выразительностью и ясностью. Большое внимание художник уделяет цветовому решению плакатов. Поэтому его работы часто основаны на «контрасте тонов».

Опыт работы Рождественского над сатирическими плакатами развивался с созданием политических карикатур. Изображая врага, художник изображает его в виде животного. Удивительная сила сатиры в том, что портреты, изображающие волков, обезьян или ослов, напоминают вражеских вождей. Работу над сатирическим плакатом Рождественский совмещал с поиском положительного героя своего времени. К ним относятся агитационные плакаты с изображением узбекского молодого человека «Клятва верности» и «Иди на запад, герой!».

В первые дни Великой Отечественной войны на улицах Ташкента появились огромные и яркие «Агитокна» («Агитационные зеркала»), призывающие людей к борьбе с фашизмом, позже получившие название «Окна УзТАГ». Художники театра, плакатисты и художники-графики - В. Рождественский, М. Райх, В. Кайдалов, С. Солод, К. Чепраков, Г. Карлов, В. Кедрин, Л. Абдуллаев, В. Уфимцев, Н. Кашина, М. Аринин, И. Вальденберг, Д. Ушаков и другие стали выпускать агитационные плакаты в Самаркандской и Ферганской областях.

В 1943 году художник В. Рождественский вместе с творческими коллегами Б. Жуковым и М. Арининым отправился на Северо-Кавказский фронт, где собирал документальные материалы. По возвращении в Ташкент Рождественский создал ряд композиций на тему фронта, которые вошли в альбом литографий «Художники Узбекистана о Великой Отечественной войне». Вышедший в 1945 году альбом представляет собой сборник всех лучших произведений узбекской графики, созданных в годы войны.

В Самаркандском государственном музее-заповеднике хранится более 100 произведений В. Л. Рождественского, большинство из которых отражает события Второй мировой войны. Художник создавал свои произведения под впечатлением увиденного, непосредственно следуя за Советской армией и становясь свидетелем разрушения освобожденных территорий немецко-фашистскими захватчиками.

Произведения В. Рождественского приобретались музеем в разные годы. Так, 6 марта 1947 года 9 графических работ художника были закуплены отделом общественной культуры музея за 1350 рублей у Союза художников Самарканда для экспонирования на передвижных выставках. В 1969 году в ходе научной экспедиции под руководством заведующего отделом Музея истории культуры народов Узбекистана (Самаркандский музей) Г. В. Попова 75 графических произведений художника были приобретены за 790 рублей у его дочери Людмилы Рождественской. 12 агитационных плакатов, нарисованных во время Великой Отечественной войны, были взяты на учёт в фонды музея 2 апреля 1983 года. Еще 11 агитационных плакатов художника с разрешения Министерства культуры Узбекской ССР были приобретены 19 февраля 1980 года у Александра Кедрина, проживавшего в Ташкенте.

Мы думаем, что этот альбом-каталог понравится историкам, искусствоведам, музееведам и, в целом, всем его читателям.

Т. БУРИЕВ,

Ш. РУСТАМОВ,

научные сотрудники

Самаркандского государственного

музея-заповедника.