Театр: в окупаемости ли дело?

В честь праздников Навруз и Международного дня театра, в Самарканде прошла Неделя театрального искусства. За это время более 8 тысяч зрителей смогли насладиться спектаклями, причём бесплатно.

Но праздники закончились, впереди будни. Мастера театрального искусства уверены, что ситуация с коронавирусом, наконец, стабильна, а значит театральный рынок плавно войдет в свой привычный режим.

С давно назревшим вопросом по поводу формирования цен на билеты обратилась к администрации областного театра музыки и драмы. Визит совпал с первым рабочим днём его нового руководителя. Накануне, в день Театра, на эту должность был назначен Искандар Султанов, многие годы посвятивший себя этой сфере.

- Именно директор несёт всю полноту ответственности за театр: за художественную составляющую, организацию, экономику и всё остальное, - делится планами Искандар Султанов. – Работу начну с ознакомления порядка, так сказать, «образа жизни» театра. Да, в этом театре я работал много лет, но с 2015 года руководил областным кукольным театром, а сегодня вернулся в родные пенаты. Сейчас, как вы видите, мы временно работаем в Концертном зале, который не приспособлен к спектаклям. Нужно, по возможности, пересмотреть распределение сидений, выяснить, доволен ли зритель. Кроме того, ежеквартально репертуар театра должен пополняться интересным спектаклем. Как отметили в Министерстве культуры, в этом году Самарканд ожидает большое количество массовых культурных мероприятий, поэтому нам рекомендовано подготовить три новых спектакля. И в эти дни идёт активная подготовка в этом направлении. Словом, работа кипит.

Отметим, что на сегодняшний день цены на билеты варьируют от 5 тыс. до 30 тыс. сумов. Цена зависит от премьеры, тематики и других факторов. На постоянной основе действует гибкая система скидок для студентов, учеников. Систему формирования цен на билеты в театры разъяснил главный бухгалтер театра Камолиддин Коржавов.

Так, по его словам, цены формируются согласно постановлению Кабмина «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности учреждений государственных театров и зрелищных концертных организаций», Положением определен порядок формирования цен на билеты в государственные театры. Базовая цена одного билета определяется на основании ежегодной бюджетной и внебюджетной сметы. В частности, доход от основной деятельности прошлого года + количество зрителей в прошлом году = базовая цена. Цена билета формируется дифференцированным увеличением базовой цены с учетом: расположения мест в зрительном зале, типа мероприятия и другими факторами. Итоговое решение рассматривается и принимается худсоветом, утверждается соответствующим приказом руководителя.

- Мы не частный театр на самоокупаемости, а бюджетное учреждение, - добавил Искандар Султанов. - Те деньги, которые нам удается заработать от продажи билетов, направляем на развитие театра, создание новых спектаклей, закупку оборудования, повышение заработной платы сотрудникам. Ведь новый спектакль не будет создан, если у нас нет на него бюджета изначально. Но скажу, что для нас, творческих людей, окупаемость спектакля не является принципиальной необходимостью. Самое главное – добиться творческо-производственного, художественного успеха. Поэтому, приступая к каждой новой работе, мы думаем о целесообразности ее с точки зрения художественной и творческой, о своем предназначении, о том, для чего театр вообще существует.

Да, театр – это не коммерческое искусство. Он меняет мировоззрение, мышление. Причём его влияние не зависит от возраста зрителя.

Подтвержу свои слова одним маленьким, но важным примером. После спектакля, прошедшего в рамках Недели, случайно стала свидетелем восторга ребёнка лет 10. Внучка обратилась к бабушке:

- Мне очень понравилось! А мы сможем ходить в театр каждые выходные?

- Если тебе так понравилось, будем ходить сюда постоянно!

Юлдуз ХАЙДАРОВА.