Свадьба или ярмарка тщеславия?
В областном Доме печати состоялась пресс-конференция с участием руководителей Кенгаша по координации деятельности сходов граждан Самаркандской области и территориального налогового управления, посвященная первым итогам мониторинга соблюдения заинтересованными сторонами нового порядка семейных массовых мероприятий.
Организация и проведение свадеб в последние годы в Узбекистане превратились в некий аналог ярмарки тщеславия, когда организаторы торжеств по случаю бракосочетания детей фанатично превращают такие мероприятия в демонстрацию роскоши, самоутверждения в обществе за счет выпячивания своего финансового состояния. Свадебные кортежи из десятков элитных автомобилей, сотни, а то и до тысячи гостей, десятки артистов, разбрасывание денег под ноги танцующих… Это лишь отдельные штрихи к многим свадебным церемониям в нашей стране.
Абсурдность большинства этих демаршей в том, что такие торжества многие семьи проводят, вкладывая в них последние накопления, средства, которые собирались годами, а порой брались в долг. Чтобы рассчитаться за «праздник, как у всех» родители молодых, да и сами супруги вынуждены уезжать за границу на заработки. Такие поездки зачастую заканчиваются для наших соотечественников драматично - они становятся инвалидами, а нередко и погибают. К сожалению, в последнее время таких фактов немало, как и случаев, когда после помпезной свадьбы через три-четыре месяца молодые по разным мотивам расходятся. Вложенные в проведение свадьбы колоссальные средства пущены на ветер.
Очевидно, многие семейные мероприятия стали настолько острой социальной проблемой, что за ее решение взялся парламент. С 1 января 2020 года вступило Положение о порядке проведения свадебных, семейных, юбилейных торжеств, семейных поминальных обрядов и мероприятий, посвященных памяти усопших, утвержденное на совместном заседании Кенгаша Сената и Законодательной палаты Олий Мажлиса Узбекистана.
- 25 января 2020 года в Самаркандской области был осуществлен мониторинг более 250 свадеб, - говорит председатель Кенгаша по координации деятельности сходов граждан Самаркандской области Бадриддин Насриев. - В Самарканде фактов нарушения количества гостей зафиксировано не было. Например, на мероприятиях, которые мы посетили с членами общественной комиссии, вместо разрешенных 200 на свадьбе присутствовали в среднем 180 человек. Но в сельских районах были зафиксированы случаи, когда на торжество собирались 300 и более человек. Владельцам таких ресторанов сделано последнее предупреждение.
По словам Б. Насриева, сезон свадеб впереди, и жители области будут внимательно следить за тем, как станут проводить такие торжества представители государственных органов власти и управления. Если сами чиновники позволят себе излишества, то это вызовет негативную реакцию в обществе.
- В настоящее время в области зарегистрировано более 330 залов для проведения торжеств, - говорит начальник областного государственного налогового управления Шодиёр Ахмедов. - После того, как парламентом было принято положение об ограничении количества гостей на свадьбах, многие владельцы таких заведений взвинтили цены на свои услуги, чтобы покрыть возможные убытки. Для регулирования этого вопроса между участниками свадьбы и владельцем зала торжеств заключается договор о предоставлении услуг. Если в Самарканде такая практика расширяется, то в сельских районах многие свадебные мероприятия проходят без документального оформления.
Специалисты говорят, что сегодня в Узбекистане нет четкого правового механизма наложения штрафных санкций на владельцев ресторанов и кафе за превышение лимита гостей. Такие правила должны быть прописаны в Кодексе об административной ответственности, и юристы занимаются подготовкой таких поправок в нормативный акт. Требуют проработки и нюансы налогообложения. Например, как рассчитывать стоимость услуг, если продукты для меню предоставляют организаторы свадьбы. Жители сельских районов, благодаря приусадебным участкам, сами могут обеспечить поставку всей линейки продуктов для праздничного стола. Нельзя исключать и сговор с владельцами залов торжеств в целях уклонения от полного налогообложения.
Еще одно современное требование к проведению свадеб - участие в них только артистов, имеющих лицензии. Благодаря усилению общественного контроля, существенного снижения стоимости лицензий в этом вопросе также очевидны позитивные сдвиги. Например, если на январь прошлого года такие документы в Самаркандской области имело около 35 человек, то теперь количество лицензионных деятелей искусств превысило 250.
Члены общественной комиссии области по мониторингу за проведением семейных торжеств считают, чтобы адаптировать общество к новым требованиям по рачительному проведению свадеб, нужно время, ведь это вопрос переформатирования менталитета. Начало этому процессу положено.
Проблема проведения расточительных свадеб для нашего общества не нова. Еще 105 лет назад великий просветитель Махмудходжа Бехбуди призывал проводить такие мероприятия максимально скромно, а сэкономленные деньги направлять на приобретение книг, получение образования, духовного развития. Только в этом случае в обществе возможен прогресс. Эти тезисы одного из самых ярких представителей национального просвещения не потеряли своей актуальности и сегодня.
Р. АБДУЛЬМАНОВ.