Судебная реформа: какие изменения в системе?
В последние годы по инициативе Президента Узбекистана в стране проводится последовательная реформа судебно-правовой системы, которая выражается в усилении мер надежной защиты прав и законных интересов граждан, эффективном обеспечении правосудия, а также повышении роли органов судейского сообщества. На вопросы корреспондента «СВ» о результатах проведенных реформ в этой сфере отвечает председатель Самаркандского областного суда Олимжон ХАЙИТОВ.
- За последние годы в судебной системе страны произошли кардинальные изменения. Какие из этих изменений служат простым людям, говоря языком юристов, интересам физических лиц?
- За последние пять лет в сфере реформирования судебной системы принято более сорока законов и нормативно-правовых актов Президента, которые оказали существенное воздействие как на организационное совершенствование судебной системы, так и формирование судебной практики рассмотрения дел.
Стоит упомянуть принятый Указ Главы государства «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан» от 21 февраля 2017 года, согласно которому создан единый Верховный суд – высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства. Это создало условия для единообразия судебной правоприменительной практики. Все эти изменения направлены на защиту прав и свободу человека.
- Как происходит отбор кандидатов на судейскую должность согласно новой системе?
- Отбором кандидатов в судьи занимается новый конституционный орган – Высший судейский совет. Совет формируется в составе председателя, его заместителя, членов и секретаря из числа судей, представителей институтов гражданского общества и высококвалифицированных специалистов в области права в количестве двадцати одного человека. В ходе реформы усилены квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на судейскую должность, возрастной ценз на которую повышен до 35 лет. Теперь они назначаются либо избираются на первоначальный пятилетний, последующий десятилетний и бессрочный период пребывания в должности, что обеспечивает стабильность судейского корпуса и укрепляет независимость судей.
- Что дало внедрение новой системы «один суд – одна инстанция»?
- В результате внедрения принципа «один суд – одна инстанция» за короткий период улучшилось качество рассмотрения дел. На сегодня законодательно устранены излишние бюрократические преграды при обеспечении судебной защиты, исключены дублирующие стадии пересмотра судебных актов. Судебная система приведена в соответствие с современными международными стандартами с целью повышения уровня доступа граждан к правосудию и улучшению качества рассмотрения дел в судах.
- Как обеспечивается прозрачность новой судебной системы?
- Одна из отправных точек обеспечения прозрачности в деятельности сферы – Указ Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию судебно-правовой системы и повышению доверия к органам судебной власти» от 13 июля 2018 года, во исполнение которого внедрена практика процедуры систематических публикаций судебных решений на веб-сайте Верховного суда Республики Узбекистан, а также разъяснения содержания принятого судебного документа участникам судебного процесса после его оглашения. С помощью нового механизма граждане и юридические лица могут произвести оплату государственной пошлины, а также судебных расходов, штрафов, других, определенных судебным решением, взысканий в Государственный бюджет, получать извещения и судебные решения в электронном виде. Обеспечен доступ к информации о расположении судов, дате и времени рассмотрения всех судебных дел. Ведется их учет, контроль сроков их рассмотрения, формируется автоматизированная единая база данных соответствующих документов и отчетов.
Прозрачность судебной деятельности укрепляет доверие людей к структуре, а освещение в средствах массой информации открытых процессов обеспечивает общественный контроль над судебной системой и имеет воспитательное значение.
С 1 января 2021 года внедрена система фиксации судебных заседаний во всех судах посредством аудиозаписи на основе ходатайства сторон по делу и с согласия председательствующего, а также формирование протоколов судебных заседаний.
В настоящее время стартовала и продолжает поэтапно внедряться во всех судах система онлайн-трансляции судебных процессов, которая позволяет наблюдать за ходом рассмотрения дел в судах республики на официальном веб-сайте Верховного суда.
В судах региона нет ограничений на присутствие на открытых судебных процессах представителей средств массовой информации. С разрешения председательствующего судьи в ходе судебного заседания или его части представители СМИ могут производить фото- и видеосъемку. Все эти меры в полном объеме обеспечивают открытость и прозрачность отправления правосудия.
- Как внедряются информационно-коммуникационные технологии в судебную систему?
- Президент страны подписал Постановление от 3 сентября 2020 года «О мерах по цифровизации деятельности органов судебной власти». Документом утверждена Программа цифровизации деятельности органов судебной власти в 2020-2023 годах. В деятельность судов внедряется комплекс информационных систем «Адолат», что значительно облегчит работу самого судьи и ускорит процесс рассмотрения дел.
С октября 2018-го в соответствии с рекомендациями мониторинговой миссии Организации экономического сотрудничества и развития в судах первой инстанции полностью внедрено программное обеспечение, позволяющее автоматически равномерно распределять дела среди судей, исключая человеческий фактор, на основе принципов справедливости и беспристрастности.
К настоящему времени во всех судах региона внедрена система электронного судопроизводства, позволяющая дистанционно рассматривать судебные дела.
- Какое внимание уделяется вопросам пробации и реабилитации осужденных?
- Этот вопрос стоит всегда на повестке дня нашей работы. Приведу вам два маленьких примера. В рамках выездных приемов руководителей Верховного суда, которые были проведены в нашей области 4-7 апреля текущего года, в городских и районных судах было рассмотрено 125 уголовных дел, которые касаются вопросов пробации. В результате представления соответствующих документов отделами пробации органов внутренних дел условно досрочно были освобождены от наказания 100 заключенных, которые осознали свои ошибки и полностью перешли на путь исправления. В 2021 году по итогам рассмотрения судами региона 29 уголовных дел были освобождены от наказания 49 человек.
- Как известно, суды имеют право отменять незаконные решения местных хокимов, но при этом судьи отчитываются перед местными кенгашами. Как думаете, это не повлияет на беспристрастную деятельность судов?
- Нет, никак не повлияет. Потому что, во-первых, суды не отчитываются, а информируют депутатов, а не хокимов. Во-вторых, в ходе представления своей аналитической информации они обращают внимание депутатов на основные причины совершенных преступлений и правонарушений, способствуя разработке профилактических мер.
- Благодарю за содержательную беседу!
Беседовал Ёрмамат РУСТАМОВ.