Судебная журналистика: какой ей следует быть?

В чем заключаются особенности судебных процессов? Чем отличается открытый судебный процесс от выездного? Эти и другие вопросы были центральной темой двухдневного семинара-тренинга «Повышение профессиональной квалификации журналистов и блогеров в освещении деятельности органов судов и судебных процессов в средствах массовой информации». Мероприятие было организовано Верховным судом Республики Узбекистан совместно с Координатором проектов ОБСЕ в Узбекистане.

Кроме самаркандских журналистов и блогеров, в мероприятии также приняли участие представители СМИ Навоийской и Бухарской областей.

Перед участниками семинара-тренинга выступили пресс-секретарь Верховного суда РУз Азиз Абидов и международный советник Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане Эндрю Юрковский.

- Судебные репортажи о громких уголовных делах в последнее время занимают основное время информационных передач, однако такие сюжеты относятся к узкому направлению судебной журналистики, - сказал А. Абидов. - А вот передачи и статьи, посвященные судебным реформам, социальным и административным правам граждан, новым законодательным нормам, являются материалами широкого правового характера. Вместе с тем, в большинстве стран мира темы бизнеса, страхования, образования, медицины, спорта давно стали основным источником новостей. Освещением правовых процессов занимаются профессиональные журналисты. Ведь позиция журналиста при освещении судебных процессов способна усилить или ослабить доверие людей к судам.

Особое внимание на семинаре было уделено профессиональной и этической ответственности журналиста при освещении судебных процессов.

– Самое главное – соблюдение принципа презумпции невиновности, то есть, категорически запрещается называть подозреваемого или подсудимого виновным без окончательного оглашения приговора суда, - сказал Э. Юрковский. – Обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Никто не может быть подвергнут заключению под стражу иначе как на основании решения суда. Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство человека обращению.

Кроме того, при освещении судебного процесса журналист или блогер должен представлять точку зрения всех сторон, участвующих в процессе.

По словам Э. Юрковского, исходя из личных интересов сторон или с целью защиты интересов государства, только председатель суда решает, каким будет судебный процесс - открытым или закрытым. Поэтому журналистам не следует выражать недовольство из-за недопуска в зал суда.

Подозреваемому, обвиняемому, подсудимому обеспечивается право на защиту. Право на профессиональную юридическую помощь гарантируется на любой стадии судопроизводства. Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязаны доказывать свою невиновность.

Все сомнения, которые невозможно устранить, трактуются в пользу подозреваемого. То же касается неясностей при применении закона.

- Особенностью новой Конституции Узбекистана является то, что она опирается на достижения мирового сообщества в области прав человека, на демократические завоевания, - продолжает А. Абидов. -  В ней нет ни одной статьи, которая в той или иной мере ущемляла бы права человека в зависимости от пола, национальности, расы, возраста, имущественного положения, религиозных убеждений. Идея народовластия пронизывает весь Основной закон, она - его сущность. Именно мы, журналисты, должны знать этот документ, когда входим в зал суда.

В рамках семинара участники работали в группах и ответили на вопросы наставников и решали практические задания. По завершении все участники получили соответствующие сертификаты.

Ёрмамат РУСТАМОВ.