Строительство: качественно и без коррупции
Состоялась пятьдесят первая внеочередная сессия Самаркандского областного Кенгаша народных депутатов.
В работе сессии, организованной в формате видеоконференции приняли участие руководители управлений и ведомств области, администраций районов и городов, секторов и другие ответственные лица.
На сессии был обсужден вопрос о дальнейшем развитии социальной и производственной инфраструктуры области в предстоящем году в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2021 года «О дополнительных мерах по усилению контроля за реализацией программы развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан и других государственных программ».
По данному вопросу выступил хоким области Э. Турдимов, который, в частности, отметил, что в 2021 году на объектах социальной и производственной инфраструктуры региона проведены строительно-ремонтные работы на сумму более 1 трлн. 8 млрд. сумов. К сожалению, в ходе этой работы были допущены случаи нарушения законодательства и коррупции.
Как известно, в целях обеспечения своевременной и качественной реализации Программы развития социальной и производственной инфраструктуры республики, государственных программ, финансируемых из консолидированного бюджета и других централизованных источников, для обеспечения целевого и эффективного использования денежных средств, а также усиления механизмов контроля в этой сфере было подписано вышеупомянутое Постановление Главы государства №ПП-43 от 10 декабря 2021 года.
В соответствии с данным документом в нашей области 18 декабря 2021 года хоким области также подписал постановление, согласно которому был организован региональный штаб.
- Постановлением Президента утверждены типовые составы республиканского, областных и районных (городских) штабов по контролю и координации реализации госпрограмм, - отметил Э. Турдимов. – Эти штабы несут ответственность за своевременное и полное выполнение требований законодательства в области разработки и реализации государственных программ, за все процессы – от выбора проектов для включения в государственные программы до формирования их первоначального адресного перечня, разработки проектной документации и экспертизы. Они контролируют также своевременное и прозрачное проведение тендеров, выполнение строительных работ качественно и в соответствии с проектной документацией, а также их завершение в намеченные сроки. Наряду с этим, штабами осуществляется системный надзор над своевременным финансированием проектов их инициаторами (заказчиками), целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
Будет установлен строгий контроль за недопущением расходов и работ по проектам без утверждения конкретных источников финансирования, подготовки проектной документации одновременно, то есть, параллельно с выполнением строительно-монтажных работ, выбора подрядчиков без проведения конкурса. Штабы принимают необходимые меры по предотвращению конфликтов интересов в ходе выбора проектов, на всех этапах процесса их реализации и запуска. Не допускается необоснованное завышение цен на закупаемые в рамках проектов товары (услуги) и произвольное изменение утвержденных проектных документов.
Правоохранительные органы, входящие в составы областных и районных (городских) штабов, в пределах установленных законодательством оперативно-розыскных полномочий осуществляют системные контрольные мероприятия для обеспечения целевого использования средств, выделенных на финансирование госпрограмм в разрезе каждого отдельного проекта, и предотвращения их разбазаривания.
В конце каждого квартала хокимы областей, районов и городов информируют население через СМИ, в том числе телевидение и социальные сети, об объеме и эффективности использования средств, выделяемых по госпрограммам, о состоянии реализации каждого проекта, а также конкретных планах на следующий квартал.
С 2022 года при разработке Программ на ближайшие годы:
- в срок до 1 апреля будут изучены состояние социальной и производственной инфраструктуры на местах, необходимость реализации новых проектов и их размещение, а также широкое общественное мнение по указанным вопросам;
- на основании рекомендаций местных кенгашей народных депутатов в срок до 1 мая будет внесено предложение Премьер-министру Республики Узбекистан на основании личного поручительства по проектам, включаемым в Программу;
- Министерство финансов в срок до 1 мая формирует средства, необходимые для финансирования проектно-изыскательских работ, в разрезе заказчиков;
- Кабинет Министров в срок до 1 июля изучает целесообразность реализации проектов, предлагаемых для включения в Программу, и утверждает их предварительный адресный перечень в установленном порядке;
- руководители регионов, сфер и отраслей принимают меры по проведению в срок до 1 ноября экспертизы проектной (предпроектной) документации проектов, включенных в предварительный адресный перечень, в установленном порядке - на них возлагается персональная ответственность за проведение данной работы.
До конца календарного года утверждается Программа на последующие годы и объявляются конкурсы (тендеры) по включенным в нее проектам. При этом не допускается включение в Программу проектов, экспертиза проектной (предпроектной) документации которых не проводилась.
- Отныне без проведения тендера и сведений о финансировании строительство объектов не начнется, - сказал Э. Турдимов. – Теперь не будет, как раньше: «вы начните строительство, мы деньги перечислим». К тем, кто допустит такую ситуацию, будут приняты самые строгие меры. Теперь и проектировщик, и подрядчик выбираются на конкурсной основе. Конкурсы будут проводиться в электронном виде. Известны случаи, когда и заказчик строительства, и подрядчик, и контролирующие структуры находятся в системе одного ведомства. Будет ли в таких условиях прозрачность и справедливость? О каком качестве можно говорить? Словом, отныне строительство должно быть прозрачной и свободной от коррупции сферой.
В настоящее время полностью сформированы инвестиционные программы на 2022 год в разрезе территорий. По предварительным оценкам, из бюджета области будет выделено 1 трлн. 178 млрд. сумов.
В частности, 486,6 млрд. сумов будет направлено на 83 объекта социальной сферы, 60,6 млрд. сумов - на 10 объектов водоснабжения и канализации, 167,9 млрд. сумов - на реконструкцию 70 километров автомобильных дорог и строительство двух мостов и путепроводов.
Кроме этого, в 2022 году дополнительно к объектам госпрограммы будут реализованы 459 проектов на сумму 5 трлн. 387 млрд. сумов. В частности, за счет местного бюджета будет построено 59 объектов.
В наступающем году за счет всех источников финансирования планируется освоить 10,9 трлн. сумов. В результате будет создано более 73 тыс. рабочих мест.