Стиль работы - любить
Учителя и наставники вносят огромный вклад в социальное, экономическое и интеллектуальное развитие нации. В их среде немало династий, накопивших богатый опыт предыдущих поколений, который они передают не только своим ученикам, но и коллегам. Одной из таких династий является семья Кудратовых, их общий стаж более века.
Зачинателями династии являлись Ибодулло Кудратов и его супруга Сохиба Бурханова, затем по их стопам пошли дети, невестка и внучки. Одна из них Гульрух Иззатуллаева, продолжая династию, преподает на кафедре методику преподавания русского языка факультета иностранных языков и гуманитарных наук в Узбекско-финском педагогическом институте при СамГУ.
Обычно жизнь человека мы делим на личную и общественную, которая проходит в трудовом коллективе. Да только как знать, где проходит эта граница, когда работа становится домом, а дом - продолжением работы. По такому «графику» и живет Гульрух Иззатулаевна, которую отличает постоянный творческий поиск, требовательность, справедливость, понимание, эмоциональность. Кропотливый труд, способность радоваться жизни, творческое отношение к делу – это стиль ее работы.
Преподаватель для Г. Кудратовой - это не просто профессия, а образ жизни, состояние души. Вручение ей в мае нынешнего года сертификата международного уровня ТРКИ-3 С1 о знании русского языка филиалом Российского государственного педагогического университета им. Герцена подтверждает, что преподаватель и литературу знает, и историю помнит, и в культуре русского народа разбирается.
- Нам выпало жить в очень непростое время, когда многие духовные ценности и традиции, на которых воспитаны предыдущие поколения, переосмысливаются и даже утрачиваются, поэтому современному педагогу на порядок труднее работать в такой ситуации, а особенно сложно учителю русского языка и литературы, - говорит Гульрух Иззатулаевна. - Каким должен быть этот учитель сегодня? Это не праздный вопрос. Я считаю, что современный учитель-словесник должен представлять из себя сплав творчества, ума, богатого внутреннего мира и неистощимой жизненной энергии. Только тогда он сможет донести до своих учеников необходимые знания и умения. Этому учила меня моя мама, педагог с более чем 30-летним стажем Ш. Усманова. Я всегда наблюдала ее уважительное отношение к ученикам, индивидуальный подход к детям, а главное, что я от нее переняла, - педагог не должен нести только своё видение предмета, он должен помочь каждому своему ученику сформировать свой взгляд на мир. Школы и вузы – это целая жизнь: удивительная и неповторимая, наполненная радостями и горестями, успехами и неудачами, новыми открытиями и неожиданными встречами. Я также стараюсь следовать словам известного немецкого философа К. Фрёлиха, который писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Думаю, каждый культурный человек скажет вам, что знание русского языка делает тебя грамотным, интеллигентным и обязательно пригодится в будущей работе. А знание литературы поможет человеку стать духовно богаче, научит сопереживать, мыслить и чувствовать.
Юлдуз МАМАТКУЛОВА.
Фото автора.