Солнце – вечное окно

 В Москве 24 сентября завершается выставка «Место под солнцем. Беньков/Фешин». Проект проходит при поддержке и участии наследников обоих художников и приурочен к 140-летию Павла Бенькова, который отмечается в декабре.

С Инной Геннадьевной познакомились именно здесь. Ну, не то, чтобы особо познакомились, просто, встречаясь то у одной, то у другой картины, вежливо улыбались. А потом вместе шли по Ленинградке от музея русского импрессионизма до ближайшей остановки, где размещена рекламный постер-картина П. П. Бенькова «Бухара, минарет». Инне Геннадьевне – 76, коренная москвичка в прошлом инженер-конструктор в одном из столичных конструкторских бюро. В живопись влюблена с юности, по её словам, значимые выставки старается посещать и теперь. А уж Фешина, которого «давно и всем сердцем», никак не могла пропустить, несмотря на погоду и недомогание. Павел Беньков - имя для неё внове: не знала, не слышала, не представляла, как никогда не была и в республиках Средней Азии. Потому, чуть по-детски, радуется открытию беньковской палитры. Как и многие, называет его картины солнечными, светлыми и даёт свой эпитет колористике: «нежная».

О том, что большинство посетителей этой выставки шли именно «на Фешина», но открыли здесь для себя творчество нашего замечательного земляка, отметила в коротком интервью после экскурсии и гид, с которым несказанно повезло. Марьяна Скуратовская – это целый мир! Искусствовед, историк моды, автор ряда книг, педагог, лектор, блогер, экскурсовод. Преподнесённые ею перипетии судеб художников, творческий и жизненный поиски каждого на фоне исторических изломов, были полны не просто биографических фактов, событий, сведений, связанных с созданием того или иного произведения, но ещё окрашены глубокими размышлениями. Всё это заставляло аудиторию ловить каждое слово, а по окончании возвращаться к картинам.

Марьяна Вадимовна – профессионал, владеющий богатством речи и багажом знаний, умеющий увлечь разношёрстную публику. К тому же в короткой беседе выяснилось, что выросла она в семье весьма творческой, она - внучка заслуженного художника СССР С. Г. Мелихова, известного моему поколению по картине из школьного учебника истории «Весна. 1945».

Собственно, о самих художниках написано немало, желающие могут посмотреть, почитать в интернете, да и самой этой выставке уделено серьёзное внимание электронных СМИ. А на СНОБе, при поддержке кураторов выставки, по биографиям мастеров опубликован увлекательный тест. Интересны отклики посетителей в соцсетях, из которых выбрала лишь малую толику.

 «Отличная выставка. Больше понравился Беньков», «Много очень хороших работ. Мне ближе Фешин, хотя солнечные работы Бенькова тоже замечательные», «Регистан. Акации ранней весной.1946 - красивая природа, не правда ли?», «Выставкой остались довольны. Прикоснулись к прекрасному, напитались энергией», «Выставка впечатлила. Два разных мира, две индивидуальные манеры талантливых художников. В то же время их явно роднит любовь к окружающему миру, способность видеть и передавать красоту его многообразия».

Жили, дружили, творили два товарища… Судьба свела их совсем юными ещё в казанском художественном училище, совершенствовали мастерство в Санкт-Петербурге, путешествовали по миру, вернулись в Казань уже в качестве преподавателей, вызывая благоговение учеников, которые в своих предпочтениях разделились на фешинцев и беньковцев. А потом … революция, гражданская война. Беньков остался в стране Советов, найдя своё место на древней самаркандской земле. Здесь он стал заслуженным деятелем искусств, его имя было присвоено улице, где жил, и училищу, где преподавал. Педагогическая деятельность П. П. Бенькова внесла огромный вклад в формирование профессионального изобразительного искусства Узбекистана. Фешин эмигрировал с семьей в США, там, пройдя сложности адаптации, стал востребованным портретистом.

Выставку открывают два вдохновенных лика кисти Николая Фешина: собственный автопортрет и портрет друга Павла начала двадцатых годов прошлого столетия. Говорят, якобы, есть где-то за рубежом и портрет Николая Фешина, написанный о ту же пору Павлом Петровичем. Кстати, как раз возле этих полотен приметила группу совсем юных экскурсантов во главе с музейным педагогом, рассказавшей, что для детей разработана специальная программа, во время которой их знакомят с персонажами картин, с национальными традициями США, России и Узбекистана начала XX века.

Не могу пройти мимо отзыва о посещении выставки подопечными благотворительного фонда «Подари жизнь»: «…сходили в Музей русского импрессионизма на выставку «Место под солнцем. Беньков/Фешин». Специальная программа состояла из экскурсии-квеста по временной экспозиции. Потом ребят с родителями пригласили в мастерскую, где научили играть в индейскую игру и плести браслеты. Визит в музей завершился по-домашнему - чаепитием на подушках в узбекской традиции. Три часа пролетели незаметно. Все были в восторге.»

Следует отметить, в музее для слабовидящих и незрячих возле некоторых картин установлены их тактильные модели. Гипсовую копию можно "разглядывать" руками, а для лучшего восприятия коснуться образца фактуры красочного слоя, вдохнуть аромат-ассоциацию из специальной колбы. Такое вот трогательное внимание к людям с особенностями. Не говоря уже о том, какое обширное информационное поле подготовлено для всех посетителей, дабы помочь узнать и понять как можно больше об этих живописцах. Тут и кадры видеохроники тех лет, и масштабно представленный справочный материал на стендах. Не очень объёмное по числу живописных холстов пространство обустроено таким образом, что дает полное представление о замысле, главной идее проекта. Окинув взглядом зал, сразу определишь где чьи работы по цвету табличек на стойках у картин: жёлтые – Беньков, светлосерые – Фешин. И, признаюсь честно, тронула жёлтая линия на выставочном полу, напоминающая хрупкий солнечный луч, как бы разрезающий жизни друзей-художников на…до и после.

Но сколько же условности в этом определении! Потому как многие факты свидетельствуют о глубоком внутреннем единении, не смотря на континентальную отдалённость, противоположный политический строй. Оказавшись в чуждых для себя условиях, оба проникаются новизной, погружаются в неё, перенося свежие впечатления на холсты. Почти одновременно, с разницей всего лишь в год Беньков пишет «Девушку –хивинку», Фешин – «Девочку индейского племени таос». Были и будут портреты у каждого и до, и после, но почему-то именно в двух этих, столь непохожих, женских образах, ощущается нечто мистическое по внутренней связи...

Погревшись у «Места под солнцем» талантливых судеб, вынесла неизвестное для себя из биографии Павла Бенькова, к творчеству которого питаю глубокую симпатию и которое, надеялась, знаю, но выявился большой пробел: про Ташёвку и Стамбул, про его уход с армией Колчака, про театры Иркутска и Омска…

P.S. В проекте принимают участие Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Государственный музей искусства народов Востока, Музей Российской Академии Художеств (НИМРАХ), Фонд Марджани (Москва), Sepherot Foundation (Лихтенштейн) и др., несколько частных коллекционеров, пожелавших остаться неизвестными широкой публике.

Галина ТРОИЦКАЯ.

НА СНИМКАХ: «Девочка-хивинка», П. Беньков, «Девочка индейского племени ТАОС», Н. Фешин.