Соборная мечеть Биби-ханым
Часть 1.
Соборная мечеть Биби-ханым давно заброшена и предоставлена медленному умиранию. Памятник этот представляет в полном смысле слова руину. В нем за время пребывания русских в крае произошли наиболее обширные разрушения из числа всех самаркандских памятников. Уже несколько столетий в этот мечети не совершается общественных молений. Последнее упоминание о намазе в этой мечете относится ко времени Джанибека Султана. При нем около 960 (1553 г.) года Шейх Сеид Ахмад совершил здесь в пятницу намаз.
Название мечети связано с именем любимой жены Темура, Биби-ханым, окутанной поэтическими легендами. Мадраса давно перестала существовать, а ее имя жителями перенесено было на соборную мечеть, которая в простонародье и теперь именуется мадрасой в Биби-ханым. Уже в XVШ веке она носила это название.
Если вообще все здания строились в короткий срок, то соборную мечеть Темур заканчивал с необыкновенным воодушевлением и чрезвычайной торопливостью, как сказано раньше. Это придает сооружению единство и цельность. Но, вместе с тем, усиленная спешность постройки не могла не повлиять на быстрое разрушение здания.
Горделиво высящееся сооружение, видное с далекого расстояния, очень обширно (она занимает площадь более десятины) и очень разбросано, так что его невозможно наблюдать в целом с близкого расстояния. Только издали, например, с возвышенности Афрасиаба, с минаретов на Регистане возможно обозрение всего здания.
Постройка соборной мечети начата после индийского похода Темура, плененного роскошью и блеском Индии, великолепием ее архитектурных сооружений. Он тогда же решил построить в Самарканде храм, превосходящий все виденное. Начат и закончен он был тогда, когда Темур сделался властелином обширных земель. Может быть, храм этот должен был соответствовать господствовавшей тогда идее мирового владычества Темура. Слишком много забот и внимания уделил ему Темур. Здание должно было импонировать своим мощным величием. Даже в современном печальном положении оно производит впечатление необыкновенно монументальное и величественное. Легко можно себе представить, какое подавляющее впечатление испытывали не только номады, воины которых время от времени завоевывали Самарканд, но и горожане при виде этого величественного храма, превосходящего в их глазах масштаб доступных человеку знаний и силы.
Величественность архитектуры того времени наиболее ярко сказывается в этом наименее сохранившемся памятнике самаркандской старины. Можно представить себе всю роскошь этого сооружения, когда оно вышло из-под рук мастеров! Обширность его бирюзового купола на цветном барабане, блеск мрамора, которым обшита была панель здания и выложена стена в арке портала, в которой устроены были парадные ворота! Величие портала и арки при входе в мечеть, пышные краски изразцовой одежды, фресковая роспись внутри, обставленный колоннами двор, четыре возносящихся по углам здания изящных, легких минарета, мощный свод мечети, богатство декоративных форм и украшений.
Архитектурные памятники эпохи Темура в Самарканде, в Шахрисябзе (дворец Ак-Сарай), в Туркестане (мавзолей над могилой шейха Ахмада Ясави) по своему величию и колоссальности представляли исключительные сооружения по всей Средней Азии и на мусульманском Востоке никогда затем не были превзойдены. Художественный идеал в архитектуре в это время достиг наибольшего совершенства, и так называемый мавританский стиль получил здесь свое законченное выражение.
В Самарканде не сохранилось крупных памятников зодчества дотемуровской эпохи, хотя известно, что и до этого времени были здесь большие художественные постройки. Поэтому не представляется возможным судить, какие изменения претерпело в нем строительство. Однако такие памятники старины, как Рабата-Малик близ Бухары, усыпальница Саманидов в ней указывает, что основной тип больших общественных и религиозных строений и по сею сторону Аму-Дарьи в дотемуровское время существовал тот же, что и на всем мусульманском Востоке. Для последующего времени здания Темура служили высокими образцами. Но постепенно, с упадком мусульманской культуры, последовавшей в Средней Азии вслед за расцветом ее при Темуре и темуридах, строительное искусство быстро пошло на убыль.
Самым грандиозным и величественным сооружением Темура была соборная мечеть, получившая впоследствии название Биби-ханым. Шараф-ед-дин Али Язди в «3афарнаме» приводит об этой соборной мечети следующие данные.
«Когда во время индийского похода Темур был занят уничтожением зданий многобожников и бунтарей, а также огнепоклоннических храмов и капищ язычников, у него явилось намерение построить в Самарканде достойную его величия соборную мечеть и вознести высоту ее купола к куполу небес.
Когда Темур возвратился из победоносного похода в столицу, им был утвержден приказ о постройке соборной мечети. В воскресенье в 4 день месяца Рамазана 801 (1398 г.) в год Мыши, когда луна была в созвездии Льва, искусные архитекторы и сильные в познаниях мастера в счастливый час и во время благоприятного сочетания созвездий заложили основание постройки. Исполнители работ и проворные мастера, каждый из которых был передовым в стране и единственным в государстве, проявили много изящного вкуса и таланта в утверждении устоев и в укреплении основного здания. 500 человек каменотесов из Азербайджана, Фарса, Индостана и других стран были заняты делом в самой мечети, кроме той партии, которая находилась в горах для обтесывания камней и доставки их в города. Артели специалистов различных искусств и художники, каждый из которых прилагал в деле своей специальности всевозможные старания, собрались в столицу со всего обитаемого мира.
Для доставления материалов на место работ были употреблены все 95 цепей (штук) рогоподобных слонов, дошедших до Самарканда из Индийской страны, и громадные массивные камни волоклись (ими) при посредстве катков и с помощью массы людей.
Наблюдать за работами (Темур) приказал царевичам и начальникам. И от старания и усердия их, какие только возможны для человеческого терпения и силы, ни на минуту, ни в каком отношении не произошли замедления… Сам Темур, по чрезвычайности усердия и заботы в окончании этого религиозного дела, лично присутствовал на постройке и даже большую часть времени в этот период проводил поблизости мечети - в мадресе Ханым и ханаке Туман-аки. Здесь же он решал дела религиозные и государственные, имевшие отношения к восстановлению справедливости и благосостояния подданных, до тех пор, пока от счастливого высочайшего внимания огромная высота венчающих здание карнизов, как высота достоинства строителя, не достигла равенства со сводами небес, а чистота двора (пола), открывающего для радости сердца, и прелесть его воздуха, умножающая радость души, не заставили забыть красоты райского сада… 480 столбов из тесанного камня длиною по 7 газов были поставлены, и высокий потолок и чудесней пол были покрыты мраморными тесанными плитами, так что высота от полу до потолка приблизительно равнялась десяти газам.
Рукопись Василия Вяткина подготовил к печати
главный хранитель Самаркандского
государственного музея-заповедника
Махмудхон ЮНУСОВ.