Сладкие инжиры из сада Амира Темура

В Самарканде, в местечке Богибаланд есть инжирный сад, история которой теряется в глубине веков.

Сад создан самим великим полководцем?

Об этом знаменитом саде ходят легенды. Как гласит одна из них, сажать инжирные деревья только здесь, распорядился сам Амир Темур. У него росли смоковницы и в других садах – Богидилкушо, Богишамоле, но по вкусу фрукты уступали тем, которые росли в Богибаланде. Возможно, причиной тому была заметная возвышенность этого местечка над уровнем города, неслучайно ведь название его переводится как «Сад на высоте».

Скептики считают, что все это выдумано самими жителями этих мест. Но приведу доводы в пользу легенды: по свидетельству историков, в Богибаланде, действительно, был сад Темура, где рос инжир с необычным вкусом. Если мы имеем сохранившиеся памятники архитектуры тех времен, такие как Гур-эмир, Шахи-зинда, почему бы не мог сохраниться и сад? Ведь прошло не так уж и много времени по меркам истории – всего 500 с лишним лет.

Сказочный вид и необычная прохлада

Термометр в автомобиле областного управления Агроинспекции, которое и организовало пресс-тур, показывает плюс 37 градусов в древнем городе. Время близится к полудню. Через два-три часа будет самый пик – тогда, наверное, столбик перейдет сорокаградусную отметину. Что поделаешь, саратон есть саратон. Машина заворачивается в махаллю «Богибаланд» и останавливается на краю инжирного сада.

Трудно поверить, но климат тут совсем другой! Словно весной веет прохладный ветерок, густые листья плотно закрывают землю от лучей солнца. Откуда-то доносится журчание родника. Рассматривая старые, огрубевшие, толстые и искривленные стволы инжиров, растущих не вверх, а распластанные по земле, действительно веришь, что они живут более 500 лет. Все это создает какую-то фантастическую картину.

Первый сбор урожая инжира, как мы знаем, уже прошел. На ветках теперь остались только зеленые, неспелые плоды. Они созреют только к августу.

Хранитель сада

- Почему не приехали неделей раньше, - сетует садовник Халим-бобо Рашидов. – Тогда сами могли бы принять участие в сборе урожая. Теперь я могу угостить вас смоквой, собранной нами.

По словам Халима-бобо, он принял этот сад от отца, а тот от своего отца. Ему теперь идет 83-й год. Но на вид бодр и энергичен.

- Я был еще ребенком, а эти деревья уже были большими и плодоносили, - рассказывает он. – Да, они старше меня. Поверьте, меня не интересуют прибыль, торговля на рынке. Мои отец и мать смотрели за этими деревьями, поэтому они стали для меня как родные существа. Недавно ездил по делам в город, в жару чуть не потерял сознание. Вернулся сюда, полчаса полежал в тени инжиров и сразу ожил. Встаю в 4-5 часов утра. Потом целый день занимаюсь деревьями, ухаживаю за ними, поливаю, в свое время обрабатываю против вредителей, которых раньше не было, а в последнее время появились.

Ухаживать за инжиром может не каждый, тут есть свои секреты. К тому же это очень трудоемко. Например, осенью деревья нуждаются в том, чтобы их закопали в землю, иначе их может побить морозом. Тогда, считай, что это уже дрова для топки. Для таких работ Халим-бобо нанимает рабочих, помогает и семья.

Вместо послесловия

В Богибаланде сегодня насчитывается более 50 инжирных садов. Местные жители при встрече с нами выразили беспокойство по поводу активной индустриализации и урбанизации исторических окраин города в последние годы. Не угрожает ли это инжирным садам? Сегодня в нашу жизнь активно внедряются все новое и новое. Да, время не стоит на месте. Но человек отличается от иных живых существ наличием исторической памяти, лишившись которой он превратится, по меткому выражению Чингиза Айтматова, в манкурта. Решая насущные и сиюминутные задачи, мы не должны забывать об этом…

Фуркат ТУРНИЯЗОВ.

Фото Бахтиёра Мустанова.