Школа Павла Петровича Бенькова

16 января - день памяти заслуженного деятеля искусств Узбекистана Павла Петровича Бенькова. 75 лет назад ушел из жизни основатель школы живописи Узбекистана, художник и педагог, влюбленный в красоту Самарканда.

На вечере памяти П. Бенькова в те далекие годы выступали разные художники. Среди них произнес речь и один из его учеников и последователей, известный корифей Абдулхак Абдуллаев, наилучшим образом охарактеризовав личность и деятельность живописца:

«Несколько дней назад смерть вырвала из наших рядов одного из первых сеятелей семян русской реалистической школы живописи в Узбекистане, где все от мала до велика могут гордиться тем, что в одном из его скромных уголков жил и творил свое блестящее искусство художник П. П. Беньков. Любовь ко всему прекрасному, ко всему яркому побудила Павла Петровича жить именно у нас, в древнем городе Самарканде, где созрели замечательные плоды его трудов и усилий, которые находятся перед нашими глазами на выставке. Павел Петрович заставил нас еще больше любить нашу природу, наш солнечный край, потому что сам любил их безмерно».

Ученики и коллеги П. П. Бенькова в течение ряда лет собирались в дни его памяти, устраивали выставки и вечера воспоминаний, на которых делились своими личными историями, связанными с художником - для многих он был не только наставником, но и другом. Позже эти воспоминания вошли в книгу о художнике и педагоге П. Бенькове.

Среди деятелей культуры Узбекистана имя художника П.П. Бенькова по праву стоит в первом ряду. Значимость его личности заключается как в высоком профессионализме талантливого живописца, так и в качестве основателя целого направления в изобразительном искусстве Узбекистана. Но если деятельность Павла Петровича Бенькова как художника уже в достаточной степени освещена, то его система обучения заслуживает дополнительного внимания и осмысления.

Для того чтобы охватить этот вид его полезной деятельности, нужен немалый труд. Педагогическое наследие П. Бенькова оказалось довольно обширным и плодотворным. Многие, ставшие известными, народными и заслуженными художниками Узбекистана, учились у него, единогласно отзываясь о нем, как о талантливом педагоге, открывшем для них двери в мир искусства. Часть из них сами стали педагогами в художественных учебных заведениях Узбекистана и за его пределами, продолжая дело Павла Петровича.

 К моменту приезда П. Бенькова в Самарканд здесь только открылось первое в Средней Азии учебное заведение – изоучилище для обучения работников искусства - молодых художников. Оно стало первым очагом культуры в Узбекистане по подготовке молодых кадров. Павлу Петровичу предложили работать в нем, когда изоучилище находилось на стадии формирования педагогического состава. И хотя здесь уже имелся прекрасный коллектив художников-педагогов, П. Беньков сразу же стал одним из ведущих его преподавателей.

Еще до приезда в Самарканд Павел Петрович уже имел за плечами профессиональный опыт преподавания рисунка и живописи. Он относился к той категории людей, в которой гармонично сочетались таланты художника и педагога. К этому времени он был маститым художником, повидавшим разные страны. Но, оказавшись на земле Узбекистана, мастер почувствовал небывалую тягу к особенностям местных красот. Начав преподавать в Самаркандском художественном училище, Беньков параллельно занимался творчеством.

Среди учебного персонала училища он сразу же стал лидером и не потому, что к этому рвался, а в силу своих личных качеств. Принимая во внимание, что Беньков имел огромное влияние на весь процесс обучения, его кандидатуру выдвинули на место директора Самаркандского училища. Как опытному художнику и педагогу, ему доверяли самое ответственное - преподавать студентам на старших курсах и готовить их к выпуску в свет.

Каким-то удивительным образом Павлу Петровичу удавалось заронить полезные зерна в юные души своих студентов. Переняв от своего учителя отношение к творчеству, как к служению, каждый из них шел по жизни своей дорогой, неся в себе частичку Павла Бенькова.

Характер художника Павла Петровича играли определяющую роль в деле влияния на учеников. В стенах изоучилища он был авторитетом, и студенты относились к нему с большим уважением. П. Беньков сочетал в себе такие качества, как высокий профессионализм, такт и эрудиция, искренность и справедливость в суждениях, что выделяло его среди окружающих. При этом он держался настолько естественно, что невольно становился примером для подражания. Будучи человеком прямолинейным, он всегда выражал свои взгляды, не подстраиваясь под чужое мнение. Немногословный, он говорил по существу, указывая на ошибки учеников и подсказывая им верный путь.

Обладая редким даром передачи секретов мастерства, Беньков старался личным примером возбудить в своих учениках «постоянное горение души, а также вызвать у них жажду к работе и неуклонное стремление к достижению вершин мастерства». И в этой благородной деятельности он блестяще преуспевал. Прежде всего, Беньков старался научить будущих художников основам художественного мастерства - уметь реально видеть и изображать натуру. Он неоднократно повторял, что художником невозможно быть без трудолюбия и преданности любимому делу.

Огонь творческого начала, живший в Бенькове, непроизвольно передавался студентам, зажигая их сердца. Результаты его педагогической деятельности выявились на всесоюзных смотрах студенческих работ художественных училищ среди союзных республик. В 1930-е годы Школа Бенькова, в лице его учеников, дважды занимала первые места.

Первый выпуск Самаркандского изоучилища состоялся в 1933 году, он был небольшим - всего 12 художников. Их сразу распределили по республике: кого декоратором в театр, а кого педагогом в школу.

Особой заботой руководства молодой Узбекской Республики в те годы являлось воспитание образованных работников культуры и искусства, состоящих из числа местных национальностей. Вопрос об обеспечении страны собственными квалифицированными специалистами стоял довольно остро. Таким образом в Самаркандском художественном училище стали появляться художники коренной национальности, в чем также была немалая заслуга Павла Бенькова.

 Первыми национальными выпускниками Самаркандского художественного училища становятся его талантливые воспитанники: Абдулхак Абдуллаев, Лутфулла Абдуллаев, Малик Набиев, Сафо Мухамедов, Шамсрой Хасанова, Рашид Тимуров, Ашраф Разыков, Сагдулла Абдуллаев, Ашур Хайдаров и другие… Многие из них, пройдя Школу Бенькова и работая позже в различных жанрах искусства, оставались верными главным заветам своего учителя. В дальнейшем, став известными художниками республики и настоящими профессионалами своего дела, они посвятили свою жизнь служению искусству, а их картины вошли в «золотой фонд» культуры Узбекистана. Школа Бенькова оказалась благодатной, принося обильные плоды в виде прекрасных произведений искусства и новых поколений художников. В те годы происходило много преобразований в области изобразительного искусства. Так, в 1938 году формируется творческая организация - Союз художников Узбекистана, в составе которой были и беньковцы.

Живя в Самарканде, Павел Петрович напряженно трудился, успевая не только преподавать, но и активно участвовать со своими картинами в различных выставках, в том числе во всесоюзных, где он представлял Узбекистан. В 1938 году труды Павла Бенькова были отмечены присвоением ему почетного звания «Заслуженный деятель искусств Уз ССР».

Деятельность П. Бенькова продолжалась практически вплоть до его смерти, наступившей в январе 1949 года. За это время в стенах Самаркандского изоучилища успело получить образование большое количество людей, трудившихся после его окончания в различных областях культуры и искусства Узбекистана. Узнав о смерти своего учителя и наставника, многие переживали это как личную утрату. У здания Самаркандского художественного училища собралось множество его учеников, друзей, родных и коллег, чтобы проводить его в последний путь. Для большинства творческих людей вся жизнь Павла Бенькова стала символом беззаветного служения искусству.

Учитывая огромный вклад в развитие Узбекской земли Заслуженного деятеля искусств П. П. Бенькова, в том же 1949 году Советом Министров УзССР было принято постановление об увековечивании памяти талантливого художника и педагога. Его имя в силу постановления было присвоено художественному училищу, а также улице в Самарканде, где он жил и работал.

Школа Бенькова оказалась прочным основанием для дальнейшего развития национальной живописи Узбекистана. Картины художника стали камертоном в изобразительном искусстве, раскрывая прелесть окружающего нас мира. Наследие Павла Бенькова является культурным достоянием страны, а отношение художника Павла Петровича к земле Узбекистана по сей день учит нас видеть, ценить и любить красоту и неповторимость родного края.

Александр ГАЛАК.

НА СНИМКАХ: работы З.Ковалевской, А. Абдуллаева, А. Хайдарова и М. Набиева.