«Шедевры Самаркандского музея»: не только восхититься, но и сберечь…

В Самаркандском государственном музее истории культуры Узбекистана – праздник: ценителям прекрасного представлена великолепная подборка шедевров изобразительного искусства известных мастеров.

Р. Зоммер, Усто Мумин, Л. Бурэ, П. Беньков, Н. Карахан, Г. Улько, З. Ковалевская, Р. Чарыев, Р. Ахмедов… Эти имена давно вошли в историю станковой живописи Узбекистана. Но одно дело репродукция знаменитых полотен в учебнике или интернете, другое – увидеть их вживую. Тем более сделать это удается не так часто, ведь большую часть времени эти произведения искусства из-за тесноты здания, где ныне расположен музей истории культуры Узбекистана, находятся в хранилище. А коллекция изобразительного искусства Самаркандского Государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в настоящее время насчитывает порядка 5 200 единиц хранения. Можно представить, какой сокровищницей является самаркандский музей и как важно сохранить ее, не раскидав, как это вопиюще принято у нас, по новым музеям. Обнаруженные в экспедициях и случайно, выкупаемые у родственников, приносимые в дар самими художниками, картины и скульптуры, являя собой величайшую культурную ценность эпох и народов, становятся реликвиями самого музея, его историей собирания коллекций, историей хранителей древностей.

На выставке «Шедевры Самаркандского музея» представлены 110 живописных и графических работ, 21 скульптура, - рассказывает старший научный сотрудник самаркандского государственного музея истории культуры Узбекистана Гульбахор Абдурахманова. - Самый «старый» из шедевров практически ровесник самого музея: картине Рихарда Зоммера «Вечерний намаз» -126 лет. Самые «юные» работы 2018 года принадлежат самаркандскому художнику Бахрому Юлдашеву. На одной из них изображена известная Грязевая битва А. Темура, на другой воссоздана улица И. Каримова (ранее Ташкентская), какой она была несколько веков назад. Непросто было убедить заведующих фондами предоставить для выставки произведения такого разного периода и плана. Но наша цель была показать преемственность поколений художников. Вот и сегодня к нам приходят молодые живописцы и признаются, что учатся передавать фактуру предметов по картинам Бенькова, выстраивать композиции по Буре, отображать образ по Ахмедову, понимать колористику у Исаева.

Экспозиция богата портретным жанром. Галерея образов Л. Буре, М. Курзина, П. Бенькова, Р. Ахмедова – широчайший пример взаимовлияния и в то же время попыток сказать свое слово в искусстве. Зрителя не могут не впечатлить портреты задумчивых тружеников села, впитавших, казалось, в свои глаза и руки всю человеческую жизнь. К этим живым лицам хочется возвращаться вновь и вновь.

Отдельно стоит упомянуть величие «Дервиша» в исполнении стоявшего у истоков создания Этнографического музея в Санкт-Петербурге художника и путешественника Самуила Дудина. В этом шедевре гармонично сочетаются и портрет вечного странника, и виртуозная работа резчика по дереву, который оформил картину.

Насыщена выставка пейзажами. Наряду с полотнами известных и хорошо знакомых мастеров, можно разглядеть такую редкость, как «Времена года» Валерия Балобанова – главного художника Центрального телевидения СССР (1969-1989). Об истории появления этих небольших, но чрезвычайно тонких по исполнению работ, думается, нам еще расскажут искусствоведы.

Рядом с архаикой соцреализма вполне уживаются поставангардизм Андрея Крикиса, символизм Аслиддина Исаева и Нуриддина Каланова.

- Эта выставка уникальна тем, что здесь представлены работы художников и скульпторов, которые ранее практически не выставлялись, но по ним можно охарактеризовать периоды изобразительного искусства Самарканда, его направления, - говорит куратор выставки Нормурод Негматов. – Интересны скульптуры Василия Дегтярева и Нодара Бандзеладзе. Глядя на них, понимаешь, что творчество современного самаркандского скульптора Тулягана Ёркулова не взялось из ниоткуда. Это преемственность. И это хорошо. Поэтому необходимо бережно хранить эти свидетельства культуры Самарканда.

О необходимости создания при музее реставрационной мастерской по живописи мы писали давно, однако данный вопрос так и не был решен. Может, сейчас, когда планируется открытие реставрационных центров по всей республике, в них найдется место и для реставраторов живописи?

К открытию экспозиции организаторы выставки впервые подготовили иллюстрированный каталог, в который была внесена информация о каждом экспонируемом произведении искусства. Издание не только поможет ценителям живописи и скульптуры ориентироваться в выставленных работах, но и позволит сохранить для истории сам факт наличия шедевров в самаркандском музее.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.