Самаркандскую транспортную систему переформатируют

В Главном управлении строительства Самаркандской области немецко-российская компания SIMETRA (ООО «А+С Транспроект») представила проект транспортного мастер-плана Самарканда, на основе которого предполагается переформатировать всю транспортную систему древнего города с учетом его развития на ближайшее 10 лет.

Проблемы транспортной системы в Самарканде уже много лет волнуют всех его жителей. Плохие дороги и тротуары, отсутствие остановок и пешеходных зон, вечно опаздывающие и переполненные автобусы, некорректно работающие светофоры, участившиеся пробки в часы пик и дорожно-транспортные происшествия – всё это вызывает справедливое негодование у самаркандцев. Попытки властей урегулировать эти вопросы ранее носили стихийный и точечный характер, что иной раз только усугубляло ситуацию при растущих транспортных потоках и на фоне нерешенных проблем в градостроительстве.

30 ноября прошлого года на совещании у Президента Ш. Мирзиёева, где обсуждались меры по развитию общественного транспорта в регионах, областному хокимияту и ответственным министерствам было поручено разработать проект генерального плана по созданию удобной транспортной системы в Самарканде. Для этих целей Министерством транспорта РУз было решено привлечь к сотрудничеству компанию SIMETRA (ООО «А+С Транспроект») из Санкт-Петербурга, зарекомендовавшую себя как одну из самых опытных и сильных в области транспортного моделирования на территории России.

В прошедшей презентации директор по развитию компании SIMETRA Кристиан Бёттгер подробно остановился на целях и задачах мастер-плана. Он сразу подчеркнул, что главной единицей измерения результативности их научно-исследовательского продукта являются люди с их потребностями в передвижении с максимальной экономией времени и в условиях комфорта.

- Как удовлетворить эту потребность и есть наша задача, - сказал К. Бёттгер. – У нас сильная профессиональная команда, которая имеет в своем составе специалистов в различных областях (математика, физика, информатика и инженерия). Мы участвовали в создании крупнейших транспортных моделей Москвы и Московской агломерации, Санкт-Петербурга, Алматы, Киева, Тверской и Ростовской областей, ряда других городов и регионов европейской части России. И в каждом случае это всегда индивидуальный подход, но имеющий общие цели - обеспечение развития устойчивого развития всех видов транспорта и безопасности, увеличение эффективности, снижение экономических потерь и негативного воздействия транспорта на окружающую среду, развитие центра управления транспортной ситуации. При этом в настоящее время нам очень важно наладить обратную связь с общественностью Самарканда, мы открыты для вопросов и предложений.

Самарканд – один из крупнейших городов страны с богатейшей историей, который внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а потому требует особо бережного подхода, тем более учитывая прежние непродуманные градостроительные ошибки, в том числе прокладку магистральных дорог через исторический центр. Этот момент также будет учитываться при разработке мастер-плана. По словам Кристиана Бёттгера, дороги расширять в историческом центре нельзя, в этом и нет необходимости. Нужно искать другой выход из ситуации, например, разрабатывать магистральные и подвозящие маршруты для общественного транспорта. Кроме того, в Самарканде есть прекрасные условия для создания в историческом центре пешеходных зон. Специалистами компании планируется предложить сделать пешеходную зону на улице Регистанская.

- Общественный транспорт способен перевести гораздо больше людей, чем индивидуальный транспорт, но для этого он должен быть максимально доступным и комфортным, - отметил директор по решениям в области общественного транспорта Владимир Валдин. – Поэтому общественный транспорт требует особого внимания и инвестиций. Краткое знакомство с городом выявило проблемы, характерные для общественного транспорта на всем постсоветском пространстве. С точки зрения доступности инфраструктуры, бросается в глаза слабая организация остановочных пунктов, которые не приспособлены для людей с определенными потребностями. Я практически не видел женщин с маленькими детьми и колясками на остановках. Виной тому, конечно, и остановки, и сами автобусы. Они маленькие, мобильные, удобные для проезда по узким улицам, но это не самый лучший вариант. Такое отношение к инфраструктуре и общественному транспорту на подсознательном уровне приводит человека к мысли о необходимости приобрести личный автомобиль, а это сопряжено в дальнейшем с неэффективным использованием дорогостоящей земли под парковочные места. Еще одна проблема - нелегальный извоз, что влечет за собой неуплаченные налоги и загрузку городских улиц, создает повышенную опасность на дорогах. В массиве Корасу, который сейчас строится в Самарканде, транспортной инфраструктуры нет вообще. В этом районе, где в настоящее время живет порядка 15 тысяч человек, а планируется около 100 тысяч, не предусмотрены улицы, есть только внутриквартальные узкие проезды, которые запаркованы, по ним будет сложно проехать пожарным машинам и скорой помощи. Все эти проблемы будут внимательно изучены нами, предложены самые оптимальные варианты для их решения.

На первом этапе разработки мастер-плана, который запустят уже с 7 февраля этого года, специалистами будут проведены полевые обследования. В них включат: замеры интенсивности движения с помощью специальных видеокамер на улицах города, обследования пассажиропотока на всех видах общественного транспорта, включая трамвай, замеры на борту транспортных средств (свыше 60 автобусных маршрутов), замеры на 23 остановках и в 12 сечениях сети. То есть будет одновременно произведена оценка того, как работает общественный транспорт, сколько людей фактически он перевозит, в том числе будет выявлен и объем нелегальных пассажирских перевозок. Также на трех языках – узбекском, русском и таджикском - будет проведен телефонный опрос порядка трех тысяч человек о их передвижениях. Всё это в конечном итоге позволит смоделировать потоки передвижения населения.

Затем после сбора данных будет проводиться анализ транспортной ситуации и приступят к разработке математической модели транспортной системы. За ходом выполнения проекта можно будет ознакомиться на специальном информационном сайте www.samarkand-transport.uz. Там же все желающие смогут задать вопросы и направить предложения.

 - Создание транспортного мастер-плана поможет выполнить ноябрьское поручение Президента Узбекистана и сделать первый шаг к повышению удобства общественного транспорта, – сказал заместитель начальника областного транспортного управления Журабек Каржавов. - Это важный инструмент для развития современной транспортной системы, проработки удобной маршрутной сети и тарифной системы. Все это позволит Самарканду активнее развивать свой экономический потенциал и стать по-настоящему современным и удобным для проживания и работы городом.

Завершить разработку транспортного мастер-плана специалисты компании наметили на сентябрь 2021 года. А вопрос реализации данных рекомендаций будет зависеть от главных заказчиков мастер-плана – Министерства транспорта Республики Узбекистан и областного хокимията.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.