Самаркандский мастер каллиграфии

Шавкат Истамов - человек необычный. Он решил переписать главную книгу ислама - Коран. Причем, Шавкат-ака задался целью создать самую большую в мире рукописную версию мусульманского Священного писания. И это ему удалось.

В центре ремесленников на территории мавзолея Рухабад в Самарканде в небольшой мастерской уже много лет создает свои уникальные произведения самаркандский каллиграф Шавкат Истамов, отдельные работы которого достойны попадания в книгу рекордов Гиннесса. Здесь можно ознакомиться с рукописным Кораном, который по своим масштабам еще недавно считался самым большим в мире.

С особенностями арабской письменности Ш. Истамов познакомился еще в детстве, благодаря урокам отца. В годы учебы в Ташкентском политехническом институте посещал кружок каллиграфии при столичном институте востоковедения. Шавкат-ака вспоминает, что в то время студенты из восточных стран, получавшие образование в Ташкенте, отмечали, что молодому человеку из Самарканда удается необыкновенно красиво воспроизводить арабское письмо. Однако серьезно заниматься этим ремеслом ему не довелось - практически весь ХХ век каллиграфия в нашей стране считалась пережитком прошлого и фактически была под запретом. Ш. Истамов проработал всю жизнь инженером, и только после обретения Узбекистаном независимости, когда началось возрождение культурных традиций и в обществе проснулся интерес к этому виду творчества, мастер вернулся к каллиграфии.

Одними из первых работ Ш. Истамова по каллиграфии стали рукописные книги с поэтическими произведениями классиков восточной литературы. Из старинных книг он переписывал творения таких мастеров слова, как Омара Хайяма, Рудаки, Хафиза, Шерози и других. Получались выполненные красивым почерком штучные копии древних книг.

Постепенно автор начал работать и над другими проектами. В середине 90-х прошлого века он решил переписать главную книгу ислама - Коран. Причем, Шавкат-ака задался целью создать самую большую в мире рукописную версию Священного писания. И это ему удалось. Результатом пятилетнего труда стало появление на свет раритетного Корана размером 1,5 х0,85 метра из 310 листов (622 страницы) и весом почти в 100 килограммов. Листая это уникальное произведение, поражаешься колоссальному труду, вложенному в его создание. Охватывает невольный трепет, когда понимаешь, с какой любовью и старанием выведен каждый символ божественных текстов, как точно соблюдены все пропорции этого издания.

К 2000 году это был самый большой рукописный Коран в мире. Позднее в Афганистане был создан на сегодня самый масштабный в мире образец главной книги ислама, размером 1,2х2,1 метра. С учетом металлического переплета он весит почти 500 кг. Над этим экземпляром трудились десять переписчиков.

Уникальность таланта самаркандского каллиграфа в том, что за последние годы ему удалось переписать Коран пять раз. В его мастерской хранятся бесценные рукотворные экземпляры Священной книги, выполненные в форматах А4, А3, А2, А0. Мастер в своих трудах сегодня использует самый распространенный и доступный для многих стиль арабского письма "усмони".

Профессия каллиграфа очень древняя. Созданные такими умельцами книги считаются шедеврами, так как не имеют аналогов. Но только в 2018 году в Узбекистане прошел первый в истории нашей страны конкурс каллиграфов Hikmatlar olami ("Сокровищница мудрости"). Самаркандский мастер со своими работами стал победителем в трех номинациях и обладателем главного приза.

Ринат АБДУЛЬМАНОВ.