Репортаж из-под скальпеля

За полвека творчества я наблюдал и брал на заметку сотни случаев, а потом доводил их до читателей газеты. Вел репортажи из зала суда, где за решеткой сидел убийца, который топором зарубил шестерых, или водитель, из ревности на «Зиле» наехавший на толпу, весело шедшую за свадебным факелом той невесты, в которую был влюблен палач. Но никогда не думал, что буду вести репортаж, когда к моему животу прикасается скальпель хирурга…

Пусть простит читатель за подробности, но все началось с того, что у меня появилась паховая грыжа. Хирург, врач высшей категории, доктор медицинских наук, главврач гормедобъединения Ахмаджон Бабажанов после осмотра сделал заключение: лечение только хирургическое.

- Операцию сам проведу, - сказал он.

И вот после сдачи необходимых анализов меня положили в палату хирургического отделения.

- Утром не завтракать, - предупредила медсестра, - будет операция.

Кто перенес операцию, знает, что не каждому дано спокойно спать накануне ночью, когда в голову приходят самые непредсказуемые мысли. Поэтому успокаивало только одно: чему быть – того не миновать, все по воле Всевышнего.

Лучше всех лекарств

- Я Мансур Бекмухаммедович, анестезиолог, - после приветствия сказал молодой человек в синем халате, - перед операцией очень важно установить аллергические реакции на различные препараты. Это имеет важное значение для выработки целенаправленной лечебной тактики как во время самой операции, так и после нее.

Нетрудно было заметить, какой огромный моральный груз давит на плечи анестезиолога, который несет ответственность за пациента.

Когда я уже лежал на операционном столе, невольно подумал о том, что до меня сотни людей разных национальностей, вероисповедания, пола, возраста побывали здесь, молились Богу, чтобы все прошло благополучно. Представлял, какая радость охватывала врача, когда операция проходила удачно.

Хирургия дарует жизнь

Меня привело в себя неожиданное появление Ахмаджона Султанбаевича, который с улыбкой спросил на таджикском языке, как вы.

- Пока 36 и 6, - шутя ответил я, хотя на сердце скребли кошки. - Дальше время покажет.

Анестезиолог Мансур Мухамедов ему сообщил, что для проведения операции все готово, а до этого он сказал мне, что я буду в сознании, а ниже пупка ничего не почувствую.

Одна из медсестер завязала мне руки ремнем – мало ли? - и протянула занавес перед моей головой. На потолке светит большой прожектор с десятками лампочек и с серебристым покрытием, в его отражении можно было наблюдать, как идет операция.

 Ахмат Султанбаевич задавал мне неожиданные и отвлекающие вопросы, рассказывал забавные истории, а в это время в отражении я видел, как его пальцы ловко и быстро орудуют скальпелем, что-то зашивают, туго завязывают узелок, а когда потечет кровь, меняют тампон.

Невольно вспомнился советский ученый и хирург С. Юдин, писавший, что хирургом нужны честность и быстрота пальцев скрипача и пианиста, верность глазомера и ловкость охотника, способность различать малейшие нюансы цвета. Они должны обладать такими качествами, какие есть у лучших скульпторов, кружевниц и вышивальщиц шелком и бисером, владеть мастерством кройки, присущее опытным закройщицам и модельным башмачникам, а главное - умением шить и завязывать узлы двумя - тремя пальцами вслепую и на большой глубине, то есть проявлять свойства профессиональных фокусников и жонглеров...

 Как я заметил, особое положение в операционной занимают медицинские сестры. Одна из них Замира Абдурахманова. Взгляда врача достаточно, чтобы она знала, чего он хочет: инструменты, бинт, иглы, ножницы, скальпель.

Правда, иногда хирург делает замечание своему ассистенту Джурабеку, как надо правильно делать ту или иную работу. Не забывая о больном, он передает свои знания, опыт и лучшие душевные движения. Меня поразило в Ахмаджоне Султанбаевиче умение слушать, говорить, оперировать, не гнушаться обращением за помощью и с вопросами к медсестре.

- Замира, - неожиданно сказал он, - у нашего Зохир-ака сотни анекдотов, пусть расскажет про врачей, которые после осмотра сделали интересное заключение, - как это было? - теперь он вопросительно посмотрел на меня, при этом продолжая свою работу.

Конечно, понимаю, что все это для отвлечения больного от операции. Но ничего не оставалось, как послушаться и еще раз рассказать о том, как один человек прошел обследование у всех специалистов. В ординатуре главврач, внимательно взглянув на заключение докторов, спросил у собравшихся: «Ну что, будем лечить или пусть живет?»

- А вот мы оперируем вас, чтобы вы жили долго и беззаботно, - весело засмеялся Ахмаджон Султанбаевич, - не случайно на эмблеме международного общества хирургов написано: «Хирургия дарует жизнь».

Жизнерадостность - средство, избавляющее от недугов

Послеоперационный уход за больными наглядно показал, что в Самаркандской городской больнице, которой в этом году исполняется сто лет, лучше поставлены диагностика и лечение, чем в других лечебницах области, включая платные медучреждения с баснословными ценами. Ведь одной из основных задач, стоящих перед персоналом отделения хирургии, является обеспечение безопасности выведения больного из различного рода критических состояний. И для этого созданы все условия, начиная от подбора высокого класса медперсонала и оснащения оборудованием до комфортных и чистых палат. Может, поэтому здесь всегда многолюдно? Люди доверяют свое здоровье государственным врачам.

Я смотрю на медсестер, которые, словно мотыльки вокруг свечи, кружат возле меня. Каждый раз, когда они спрашивают о моем самочувствии, ответ один - 36 и 6! Улыбаемся друг другу, ведь жизнерадостность – это не только оптимизм, но еще самое действенное средство, избавляющее от привязанности к своим недугам, дурных мыслей.

Да, хирургическая операция – всегда работа огромной команды медперсонала, и здесь все несут ответственность. Главное – наладить работу этой команды. Ахмаджон Султанбаевич, думаю, сумел это организовать, ведь для него самого хирургия - не просто работа, это призвание, которому он верен. Потому А. Бабажанов - находка для горбольницы, которая за короткое время достигла столько, что для освещения всего не хватит одного номера газеты…

Зохир ХАСАНЗОДА.