Рафаил ТАКТАШ: «Самарканд - магнит для художников мира!»

Писать о вкладе Заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР, почетного члена Академии художеств Узбекистана Рафаиля Такташа (1926-2008) в художественное искусство, литературу и искусствоведение нелегко, ибо он был профессионалом во всем, к чему прикасался на протяжении своего жизненного пути.

Три четверти татар живут вне пределов своей исторической родины, среди них был и Рафаил Хадиевич Такташ - виднейший представитель татарской диаспоры в Узбекистане. Талантливый живописец и акварелист, искусствовед, ученый, педагог, поэт, - он был известен как мастер, свободно владевший приемами европейской, русской и восточной живописи. Его наследие обогатило не только национальную художественную школу, но и культуру в целом.

Мы часто встречались на творческих мероприятиях в Ташкенте, встречались и в Казани - на Первом Всемирном конгрессе татар в 1991 году, где он и народный художник СССР Чингиз Ахмаров были приняты на высочайшем государственном уровне. О них знали практически во всех странах, откуда прибыли участники Конгресса.

Я же в те годы, будучи студенткой Московского института кинематографии, по приглашению Госкомитета по кинематографии Республики Татарстан работала директором и вторым режиссером хроникально-документального фильма «Первый конгресс татар мира».

В 2001 году, на мероприятиях, посвященных 100-летию со дня рождения его отца - поэта Хади Такташа, мне посчастливилось вновь оказаться рядом с Рафаилом Хадиевичем, в доме, где он родился 26 января 1926 года, в семье известного татарского поэта и студентки рабфака Гульчехры Хамзиной.

«Отца своего я практически не помню, - говорил он, - мне было всего четыре года, когда его не стало. С матерью пришлось часто менять места проживания: Урал, Таджикистан, Крым. Способности к рисованию проявились очень рано. Уже во втором и третьем классах я посещал студию художников в Ялте. В годы Великой Отечественной войны, учась в школе в Фергане, посещал литературную студию при Дворце пионеров, писал стихи на татарском и русском языках, играл на музыкальных инструментах, рисовал. После окончания ташкентской школы был принят в Ленинградскую среднюю художественную школу при эвакуированной в Самарканд Академии художеств. Я окончил два института: живописный факультет Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова (мастерская профессора П. Д. Покаржевского), затем - факультет теории и истории искусства Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Вернулся в Узбекистан, где прошла практически вся моя жизнь…»

Эти воспоминания стали основой одной из наших длительных бесед - подготовки радиопередачи 2004 года о его творчестве. Она проходила в уютной мастерской на первом этаже многоэтажного дома. Я перелистывала его книги, рассматривала картины и рисунки, а он бесконечно заваривал чай, приговаривая: «Вот как нам, татарам, без чая?!» И это невольно напоминало строки из книги профессора Казанского университета Карла Фукса «Казанские татары»: «Татарин без чая - что рыба без воды».

После окончания войны Узбекистан был признан одним из крупных центров новой национальной школы изобразительного искусства. Здесь активно и плодотворно трудились народные мастера прикладного искусства, керамисты, ювелиры, художники из Средней Азии и других регионов СССР. Среди них - мой земляк Павел Беньков, многие педагоги и наставники Рафаила Такташа, получившие мировую известность.

Именно в Узбекистане, со всей присущей ему энергией, Рафаил Хадиевич занялся живописью, свободно владея акварелью и маслом, приемами разных школ и направлений. Его глубокие знания помогали в творческих поездках по древним городам - Бухаре, Хорезму, Коканду. Особое место занимал Самарканд и вся его область. Спустя десятилетия он рассказывал об этих поездках, показывал работы, писал как ученый.

Одну из его книг - «Художественно-критические этюды» - с автографом автора, посвященную проблемам становления узбекского изобразительного искусства, я храню как реликвию.

«Меня не удивляет, - говорил он, - что читатели часто останавливаются именно на тех страницах, где дается моя оценка художникам Самарканда - города-магнита для художников, центра художественной жизни Узбекистана. Неотразимое очарование старины, природный пейзаж на протяжении веков притягивают сюда художников разных национальностей. Самаркандские выставки, пусть и более скромные по количеству экспонатов, нередко выигрывают у столичных благодаря тщательному отбору работ, отсутствию суррогатов живописи и ремесленных поделок, прикрывающихся “высокой темой”. Бьющий в окрестностях Самарканда родник народного творчества вдохновляет живописцев и служит эталоном эстетического вкуса».

Перелистывая статью «Юность древнего города» (путевые заметки), опубликованную в 1966 году в газете «Ўзбекистон маданияти», вновь поражаешься тому восторгу, с которым он описывает буквально каждый миллиметр самаркандской земли - каждый кирпич, кустик, каждого встречного, находя в нем нечто сказочное. Эпитетов здесь можно насчитать сотни.

Самарканд до последнего вздоха оставался для него городом-легендой:

«Здравствуй, Самарканд, город древних и новых мастеров, город прославленных архитекторов и художников! Пережившие века памятники твоего искусства вдохновляют новых художников, полюбивших тебя на всю жизнь. Из Москвы и Ленинграда, Берлина и Праги, Тбилиси и Таллинна приезжают к подножию ургутских гор творить и набираться мастерства. Областной по административному делению, ты являешься столичным по значению культуры… Пусть растет и молодеет этот прекрасный город, где каждый житель способен оценить силу и могущество искусства!»

Время подтвердило его пророчество: Самарканд стал центром притяжения мира - и на высочайшем уровне, и для миллионов туристов. Сам же Рафаил Такташ также известен миру. В Национальном музее Республики Татарстан хранится портрет его матери и рукопись воспоминаний о детстве. Персональная выставка его работ состоялась в 2006 году. Произведения находятся в музеях Москвы, Казани, Ташкента и Нукуса.

Со временем занятия живописью отошли на второй план - все больше его увлекало искусствоведение. Он долгие годы работал в Институте искусствознания имени Хамзы, в течение пятидесяти лет был постоянным автором журнала «Звезда Востока», писал стихи, создал более 400 научных работ и публикаций. Среди них - монографии об Александре Волкове, Михаиле Курзине, Н. В. Кашиной, Фарухе Кагарове, труды по истории и современности изобразительного искусства Узбекистана.

Его заслуги были высоко оценены государством. Р. Такташу присвоили звание «Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР», наградили орденами «Дустлик» и «Эл-юрт хурмати», торжественно вручили золотую медаль Академии художеств Узбекистана.

14 февраля 2008 года перестало биться мудрое сердце Рафаила Хадиевича. 15 февраля в Центральном выставочном зале Академии художеств Республики Узбекистан состоялось прощание с Рафаилом Такташем. Проститься с ученым, педагогом, художником, поэтом пришли родные, друзья, коллеги и ученики, было сказано много теплых слов признания. В этих словах звучала не только скорбь утраты, но и глубокая благодарность - за прожитую им жизнь, посвященную искусству, за щедро отданный людям талант и оставленное духовное и художественное наследие.

По сей день остается актуальным его обращение к молодым художникам - слова, прозвучавшие на последней авторской выставке «Рисунок и акварель» 13 июня 2004 года в Ташкенте: «От всей души желаю всегда помнить о необходимости постоянного и глубокого изучения натуры - вечного и неиссякаемого источника вдохновения всех лучших художников мира. В надежде, что моя скромная выставка укрепит вас в этом. С благодарностью, автор. Рафаил Такташ».

Флора ФАХРУТДИНОВА,

г. Ташкент.

Специально для «Самаркандского вестника».

Фото автора.

 

Осень в сердце поет, полыхает цветами

печали.

Чем ее разгоню, если сам не предамся

веселью!

***

Цветок одинокий в вазе,

главу опустивший бессильно, -

Кому-то он брат по печали...

***

Час вечера сверкает изумрудом

На перегретой, высохшей земле.

И сердоликов золотистых груды

Плывут на стены с улиц и полей.

***

Нас с детства обучали Рафаэлю,

А мир был "Герникою" Пикассо.

Рафаил Такташ.