Предвыборная агитация - пик избирательной кампании
Как известно, период предвыборной агитации представляет собой пик избирательной кампании. В соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Республики Узбекистан с 22 сентября 2024 года дан старт предвыборной агитации кандидатов в депутаты и политических партий по выборам в Законодательную палату и местные кенгаши.
В это время кандидаты предпринимают наиболее активные усилия для того, чтобы их политические платформы, программы стали более узнаваемыми, привлекательными, и они в результате получили максимальную поддержку избирателей. На практике у участников избирательной кампании возникает желание использовать наиболее эффективные формы и способы ведения предвыборной агитации. При отсутствии достоверной, объективной и полной информации о кандидатах в депутаты невозможно свободно, осознанно и ответственно проголосовать на выборах. Вместе с тем, предвыборная агитация создает мнение избирателей об институте выборов в целом, определяя их участие или неучастие в голосовании и, соответственно, отношение к избранным депутатам. Об этом рассказывает профессор Ташкентского государственного юридического университета, доктор юридических наук Омон Закирович МУХАМЕДЖАНОВ.
Предвыборная агитация и ее значение
Предвыборная агитация - это важная стадия избирательного процесса, свидетельствующая о степени демократичности выборов. Статья 44 Избирательного кодекса гласит: «Предвыборная агитация - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и направленная на побуждение избирателей к голосованию за кандидата или политическую партию». Этот процесс осуществляется в следующих основных формах: публичные дебаты, дискуссии, пресс-конференции, интервью, выступления, собрания избирателей, размещение роликов о кандидате в депутаты, политической партии.
Кандидаты, их доверенные лица, политические партии и их представители имеют право на проведение предвыборной агитации в установленных законом формах и способами.
Предвыборная агитация, в первую очередь, направлена на распространение информации о кандидатах либо призыв к гражданам принять участие в голосовании. Вместе с тем, неправильно полагать, что распространение любой информации о кандидатах может расцениваться как предвыборная агитация. Таковой является только распространение информации, которая имеет целью побудить или фактически побуждает избирателей голосовать за определенных кандидатов или против них. Поэтому для того, чтобы признать какую-либо информационную акцию предвыборной агитацией, необходимо установить, что ее проведение направлено на формирование у избирателей мотивации голосовать «за» или «против» определенных кандидатов.
Важной особенностью этой стадии является создание равных условий для реализации прав кандидатов и выдвинувших их политических партий в сфере использования средства массовой информации (СМИ) для проведения предвыборной агитации; проведения встреч с избирателями как на собраниях, так и в другой удобной для избирателей форме; представления права выступать с программой своей будущей деятельности.
Вопросы предвыборной агитации нашли отражение в 9 главе (ст.ст. 44–48) Избирательного Кодекса РУз.
Какие гарантии предоставлены кандидатам в ходе избирательной кампании?
Избирательным законодательством Республики Узбекистан гарантируется реализация принципа равенства прав кандидатов при проведении предвыборной агитации путем:
- предоставления права иметь кандидатам в депутаты Законодательной палаты - до десяти, кандидат в депутаты областного Кенгаша - до пяти, кандидат в депутаты районного и городского Кенгаша - до трех доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной кампании, ведут агитацию за избрание, представляют его интересы в отношениях с государственными органами и общественными объединениями, избирательными комиссиями (ст. 43 ИК);
- освобождения кандидатов от производственных или служебных обязанностей на время проведения встреч с избирателями, выступлений на предвыборных собраниях по телевидению и радио с сохранением средней заработной платы;
- реализации права на бесплатный проезд в государственном пассажирском транспорте всех видов (за исключением городского пассажирского транспорта, такси и заказных рейсов других видов транспорта) в пределах Республики Узбекистан;
- покрытия командировочных и других расходов за счет средств, выделенных на проведение выборов (ст. 41 ИК);
- бесплатного предоставления органами государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах, самоуправления граждан, общественными объединениями оборудованных помещений для проведения встреч, оказания помощи в получении необходимых справочных и информационных материалов (ст. 48 ИК);
- принятия ЦИК специального нормативно-правового акта о порядке использования СМИ кандидатами, политическими партиями при проведении предвыборной агитации во время избирательной кампании;
- предоставления права иметь наблюдателей от политических партий, выдвинувших кандидатов, представителей СМИ, международных организаций и других государств (ст. 8 ИК);
- осуществления права обращения в избирательную комиссию и в суд с заявлениями и жалобами, связанными с нарушением прав кандидатов.
Равенство прав кандидатов на выборную должность обеспечивается равными возможностями распространения агитационных материалов, к которым относятся печатные и иные материалы агитационного характера, предназначенные для массового распространения с целью побудить избирателей к участию в выборах и к голосованию за тех или иных кандидатов или против них. В соответствии с постановлением от 20 сентября с.г. ЦИК на период предвыборной агитации кандидатам и политическим партиям выделяется на государственных центральных и региональных телерадиоканалах и газетах бесплатное эфирное время и печатная площадь.
Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных), а также выплатой денежных средств. В избирательном законодательстве также закреплен запрет проведения агитации в день выборов. Не допускается распространение недостоверной информации, сведений, порочащих честь и достоинство кандидатов (ст. 44 ИК).
Использование современных избирательных технологий
Современные избирательные технологии предлагают широкий арсенал средств, связанных с ведением предвыборной агитации через СМИ. В соответствии со ст. 45 ИК агитация осуществляется через СМИ, сети телекоммуникаций, а также сеть Интернет; посредством выпуска и распространения печатных, наглядных, аудиовизуальных и других агитационных материалов (плакаты, листовки и другие материалы); посредством проведения встреч с избирателями.
Однако некоторые приемы предвыборной агитации расцениваются избирательными комиссиями как неправомерные, вследствие чего их использование может привести к прекращению участия кандидатов в избирательной кампании. В этой связи первостепенную важность имеет решение такой задачи, как правомерное поведение участников избирательной кампании, недопущение злоупотреблений правом на предвыборную агитацию.
Совершенствование технологий избирательного процесса в Узбекистане связано не только с накоплением собственного опыта проведения выборов, но и с изучением мировой практики в этой области. Так, закреплена норма о запрещении предвыборной агитации не только в день выборов, но и за день до начала голосования. Это предоставит избирателям дополнительное время, чтобы еще раз обдумать свое решение, а также исключит возможность различных злоупотреблений и нарушений накануне голосования. Думается, что введение моратория на осуществление предвыборной агитации за день до голосования позволяет снизить «внешнее» давление и создает возможности для самостоятельного взвешенного выбора гражданами.
Одним из методов, часто используемых кандидатами с целью привлечения внимания к своей личности, является интенсивная реклама их коммерческой и иной деятельности в период избирательной кампании. В этой связи очень важно строго соблюдать нормы избирательного законодательства.
Нередко в ходе предвыборной агитации возникают серьезные столкновения политических позиций представителей различных политических партий. Вместе с тем, некоторые кандидаты, желая усилить агитационное воздействие на избирателей, пытаются нарушить границы юридически и этически дозволенного. Игнорирование установленного порядка проведения предвыборной агитации может иметь для нарушителей серьезные последствия. Поэтому участникам избирательных кампаний необходимо очень хорошо знать правила проведения предвыборной агитации и быть информированными о предоставленных им правах и гарантиях.
Эффективность избирательного законодательства Узбекистана также во многом зависит от применения норм права гражданами, их политико-правовой активности.
Роль СМИ в предвыборной кампании
Участие СМИ в ходе проведения выборов начинается задолго до них. Этот процесс можно условно разделить на несколько этапов, каждый из которых служит реализации определенных целей и задач, поскольку значительную часть сведений о партиях и политиках граждане получают через СМИ.
Первый этап направлен на обеспечение полной информированности избирателей об их правах и обязанностях по отношению к выборам, достижение достаточного уровня избирательной и гражданской грамотности избирателей. СМИ за несколько месяцев до проведения выборов становятся источником знаний населения о выборах. На СМИ лежит функция гражданского воспитания населения, которое представляет собой долгосрочный процесс обучения граждан основам демократического общества и гражданским обязанностям.
Второй этап участия СМИ в выборах наступает после официального назначения дня выборов и состоит из трех стадий: образование органов организации и проведения выборов, избирательных участков, выдвижение кандидатов и их регистрация; предвыборная агитация и пропаганда; проведение голосования, подсчет голосов и подведение итогов выборов. Данный этап является основным, т.к. СМИ в это время работают оперативно, вовремя информируя граждан о технологии проведения выборов (где, когда и как голосовать), разъясняя порядок выдвижения кандидатов, знакомя население с их платформами, взаимодействуя с избирательными комиссиями, политическими партиями, органами самоуправления граждан и т.д.
Третий этап деятельности СМИ в период выборов охватывает вопросы, связанные с подведением итогов проведения выборов, анализом допущенных нарушений, извлечением уроков.
Эффективность законодательства Республики Узбекистан о выборах связана с демократизацией политической системы, становлением многопартийности, развитием рыночных отношений в экономике, свободным развитием СМИ, формированием гражданского общества. Все это также обуславливает необходимость прочных знаний в области избирательного законодательства и практики его реализации всеми участниками избирательного процесса, что будет способствовать более полному осуществлению принципа свободы выбора, дальнейшему усвоению гражданами демократических ценностей выборов в Узбекистане.