Почему часто отключают электричество?

С наступлением осенне-зимнего периода перебои с электричеством учащаются. Устаревшие линии электропередач и трансформаторные пункты уже давно требуют реконструкции. Со стороны потребителей, несмотря на установку счётчиков АСКУЭ, хищения электричества продолжаются. Об этом и многом другом рассказал и. о. генерального директора АО «Самаркандские региональные электрические сети» Ганишер Маматкулов.

Недавно назначенный руководитель подробно рассказал о новой цифровой системе, позволяющей автоматически распознавать отключение электричества на местах.

- В рамках цифровизации облсеть, горсеть и пока только филиал Самаркандского района оснащены программой диспетчерского контроля и сбора данных, - рассказывает Г. Маматкулов. - Одним из процессов программно-технического комплекса является автоматическая фиксация отсутствия энергии в ТП. Монитор отображает и выделяет те, в которые на тот момент не поступает электроэнергия. Цифровизация значительно упрощает эксплуатацию электросетевого комплекса и способствует повышению надежности. Если раньше диспетчера узнавали об отключении света в определённой махалле по звонку абонентов, то сейчас это фиксируется автоматически. Тут же уведомляется аварийно-восстановительная бригада, авария устраняется, а значит, тратится значительно меньше времени.

 Отключение света на полчаса

Потребителю хорошо известно, что в осенне-зимний период электричество отключается, независимо от аварий и повреждений кабеля. По этому поводу было отмечено, что всё ещё существует практика выделения лимита энергии, которую определяют для каждой области в начале года. Достаточно ли выделяемой электроэнергии для Самаркандской области? Отвечая на вопрос, главный инженер областного АО «Национальные электрические сети Узбекистана» Абдумурод Абдурахмонов обвинил население в расточительности и нерациональном использовании электричества. Но в целом, вопрос, почему населению не хватает выделенного лимита, так и остался открытым.

- Чтобы хоть как-то улучшить ситуацию, введены ограничения, то есть, электричество отключается всем по очереди,  - говорит Г. Маматкулов. - Но ограничение не должно превышать 30 минут. Кроме этого, трансформаторные подстанции не выдерживают одновременно большое количество потребителей, поэтому данные ограничения предотвратят и частые аварии в ТП.

 Можно ли обмануть «умный» счётчик?

По области насчитывается 850 тысяч потребителей. Счётных приборов нового образца пока установлено почти 660 тысяч. Специалисты отдела по работе с АСКУЭ рассказали о проделанной работе по биллинговой системе, налаживанию связи и ответили на наболевший вопрос потребителей о том, почему отключается электричество дистанционно, а его подключение требует долгого и нервного процесса.

- Мы работаем с тремя типами соединения со счётчиками – GPR, RS и PLC, - рассказал специалист. - Если по первым двум типам связи проблем практически нет, то на PLC из-за повреждений на линиях случаются сбои. Мы работаем над улучшением этой системы. Отмечу, что система на полную мощность и бесперебойно начнёт работать только после полного завершения работ по установке АСКУЭ в республике.

- Работе по полному охвату счётчиков связью мешают некоторые аспекты, - говорит Г. Маматкулов. – Один из факторов - попытки хищения электричества. К примеру, потребитель, у которого установлен «умный» счетчик, поставив перемычку, использует электричество мимо счётчика. Но это он так думает. На деле система АСКУЭ фиксирует все воздействия на счётчик. Более того, даже если потребитель «ворует» свет, расход энергии счётчик всё равно фиксирует.

Для наглядности, на монитор были выведены данные одного из потребителей города. Вместе с остальными его данными система выдавала, что у счётчика снята крышка.

- Из-за любого вмешательства счётчик теряет связь с базой, - разъясняет Г. Маматкулов. – Если она не восстанавливается в течение нескольких дней, к тому потребителю постучится монтёр для выявления причины.

 Устаревшие трансформаторные пункты

В массиве Корасув в настоящее время осуществляется проект на 16,3 млрд. сумов по установке новой трансформаторной подстанции на 110/35/10 кВ.

- Здесь будут установлены два трансформатора, которые обеспечат электроэнергией 100-тысячное население массива и близлежащих махаллей, - говорит главный инженер АО «Самаркандские региональные электрические сети» Алишер Муталибов. - Первый этап работы планируется завершить до 20 декабря. Новая подстанция уменьшит нагрузку на водозаборные подстанции «Богимайдон» и «Дахбет», что позволит избежать аварий и частых отключений.

Такие же новые подстанции планируется установить ещё в трёх местах, они позволят улучшить подачу энергии на территории махаллей «Намозгох», «Кавола», «Регистон», «Афросиёб», «Чилустун», «Богибаланд» и других, а также ряда махаллей в Пайарыкском районе.

- В декабре планируем реализовать проект на 3,5 млрд. сумов по производству бетонных столбов, - рассказывает Г. Маматкулов. - С запуском цеха на полную мощность он будет производить 18 500 бетонных столбов в год. Собственное производство столбов позволит сэкономить 3,7 млрд. сумов. Эти средства будут направлены на замену устаревших деревянных конструкций, установку 4 800 дополнительных. Для справки отмечу, что на сегодняшний день в области имеется более 250 тысяч пришедших в негодность столбов электропередач.

Согласно программе, намеченной на 2016-2021 годы, проводится реконструкция более 1000 км высоковольтных линий, замена или увеличение мощности 350 трансформаторных пунктов, а также проводку воздушных кабельных линий для улучшения электроснабжения потребителей.

Юлдуз ХАЙДАРОВА.

Фото А. Исраилова.