Почему был убит Улугбек?

Уже почти шесть столетий человечество проклинает принца Абдуллатифа, убившего своего отца - Мирзу Улугбека. Спустя полгода после смерти великого мыслителя, Абдуллатиф также был убит сторонниками Мирзо Улугбека. Но имя сына до сих пор упоминается в исторических источниках черными чернилами.

Источники содержат много сведений об организаторах и исполнителях трагедии, произошедшей в Самарканде осенью 1449 года, а выводы академика Кары Ниязи и профессора В. Щеглова сводились к следующему: «Мирзо Улугбек был обвинен реакционными религиозными людьми, поскольку занимался астрономией. Он стал жертвой заговора священников, выступавших против прогрессивной науки». Итак, были ли основания для выводов у советских ученых? Подтверждают ли эту идею исторические источники?

В поисках ответов на эти и другие вопросы мы обратились к известному историку и ученому Амриддину Бердымуродову.

- Давайте вначале выясним, считалось ли в те времена грехом заниматься наукой и астрономией на Востоке?

- Сразу отвечаю, нет. Известно, что на древнем Востоке, который считается родиной всех открытых человечеством наук, астрономией занимались с древнейших времен. Наши предки создавали в храмах огнепоклонников точные календари и на их основе совершали свои религиозные обряды. Когда религия ислама распространилась в арабские страны, Иран и Мавераннахр, астрономия обогатилась новыми аспектами и получила широкое развитие. В IХ веке первая обсерватория была построена в Багдаде (Ирак), центре ислама, во время правления халифа аль-Мамуна. Именно в этот период наш соотечественник Ахмад аль-Фаргани совершил великие открытия в астрономии и прославился в арабских странах. В источниках зафиксировано, что во дворце Амира Темура астрономы проводили научные исследования. На основании вышеизложенных фактов можно сделать вывод, что в восточных странах как в древности, так и после введения ислама, занятие астрономией не считалось вероотступничеством. Напротив, правители исламских стран спонсировали развитие этой науки. Поэтому мысль о том, что Мирзо Улугбека обвинили в отклонении от шариата из-за того, что он занимался астрономией, далека от правды.

- В некоторых произведениях искусства, созданных в постсоветское время, Мирзо Улугбек изображен как человек, не признавший ислам и почти безбожный. Возможно, именно поэтому правителя Самарканда обвиняли священнослужители его времени. Что же об этом говорят исторические источники?

- Нет, совсем не так. Источники отрицают подобные выводы. Давайте обратимся к трудам известного историка того времени Гиясиддина Джамшида аль-Коши, который жил и творил бок о бок с Мирзой Улугбеком. Он называет Улугбека «королем ислама». И пишет о нем следующее: «Правда в том, что он (Мирзо Улугбек) знает наизусть большую часть Священного Корана и комментарии, написанные к каждому его аяту. Мирзо Улугбек читает многие суры наизусть и не делает ни одной ошибки. Он прекрасно знает арабский язык и грамматику". Эти записки Аль-Коши ясно указывают на уважение и внимание Мирзы Улугбека к исламу. Кроме того, если учесть, что Мирзо Улугбек построил три роскошных медресе в Самарканде, Бухаре и Гиждуване, мечеть Кукгумбаз в Шахрисябзе, построил великолепный мавзолей на могилах сайидов Термеза, украсил архитектурный комплекс Шахи-зинда, этот великий ученый был предан исламу, а его вера очень высока.

- Почему тогда некоторые священники - современники Улугбека - обвиняли его в отступлении от законов шариата и откровенно ненавидели?

- Чтобы найти убедительный ответ на этот вопрос, необходимо сначала проанализировать экономическую и политическую деятельность Мирзы Улугбека как правителя. Известно, что великий астроном, будучи по-настоящему человеколюбивым правителем, осуществил три важные реформы, призванные облегчить экономическое положение простого народа. Как правитель, он изначально сильно снизил сумму земельного налога. Затем провел крупную денежную реформу в стране. В эпоху темуридов гербовый сбор несколько раз отменялся и восстанавливался. Абу Саид Мирза, сидевший на троне Мавераннахра после Мирзы Улугбека, отменил гербовый сбор в Самарканде и Бухаре по требованию Ходжи Ахрори Вали. Позже Ходже Ахрору удалось отменить гербовый сбор на всей территории Мавераннахра. Но Мирзо Улугбек не отменял подобный сбор, несмотря на сильное недовольствие чиновников. Крупные землевладельцы, не выдержав этого, стали обвинять его в нарушении норм шариата.

- И это противостояние стало основной причиной заговора против Мирзо Улугбека?

- Так точно. Мирзо Улугбек им стал мешать как правитель. Принц Абдуллатиф прекрасно знал это. По этой причине, когда у него возник спор с отцом, он отменил гербовый сбор в городе Балхе, которым правил, и перешел на сторону крупных собственников, купцов и эмиров. Когда крупные землевладельцы услышали это, они пришли к мнению, что им нужен не Мирзо Улугбек, а его сын, принц Абдуллатиф. Таким образом, чиновники и богачи Мавераннахра начали объединяться вокруг принца Абдуллатифа. Тогда и зародился заговор и покушение на жизнь Улугбека. Это была очень удобная ситуация для Абдуллатифа, отчаянно желавшего занять трон своего отца. Поэтому, можно сказать, что исконные корни трагедии Мирзо Улугбека связаны не с его научной деятельностью, а с его правлением. Абдуллатиф оправдал доверие собравшихся вокруг него заговорщиков. На следующее утро после убийства отца и своего восшествия на престол он сразу же отменяет гербовый сбор в Мавераннахре.

- Почему советские ученые выдвигали идею, что причиной трагедии ученого является религия?

- Следует сказать, что научные исследования об экономических реформах, осуществленных Мирзо Улугбеком, существовали еще в советский период. Монетолог Э. Давидович и ученый-ресурсовед О. Чехович написали на эту тему несколько статей. Но советская идеология хотела «убить» одной стрелой двух зайцев. Пропагандируя идею о том, что исламская религия и священнослужители приложили руку к трагедии Мирзы Улугбека, им удалось осудить ислам и показать эту религию как религию, тормозящую развитие человечества. При этом Мирзо Улугбек трактовался как ученый, случайно появившийся в эпоху полного невежества, а не как великий мыслитель, возникший в результате научного и культурного развития в Мавераннахре. Чтобы еще больше обосновать свою позицию, советские идеологи придумали миф об исчезнувшей библиотеке Мирзо Улугбека, которая, якобы была спрятана его учеником Али Кушчи где-то в горах.

- Значит, Али Кушчи не прятал  библиотеку от нового правителя Абдуллатифа?

- Из исторических источников известно, что ученик Улугбека Али Кушчи в свое время был хорошо образован, активно занимался астрономией, историографией, религиозными науками. И он покинул Мавераннахр не сразу после убийства Мирзы Улугбека. Известно, что он долгое время жил в Самарканде и Кеше. Принц Абдуллатиф хорошо знал библиотеку, собранную его отцом и дедом, и если бы оттуда были украдены книги, он не мог бы этого не заметить. Сегодня в каждом крупном музее и библиотеке мира имеются уникальные рукописи, созданные в эпоху Амира Темура и темуридов. Книги библиотеки, основанной Амиром Темуром и пополненной Мирзо Улугбеком, разошлись по всей земле, как лучи солнца. Из этого можно сделать вывод, что Мирза Улугбек не стал жертвой заговора исламских фанатов в силу того, что занимался астрономией и покровительствовал науке и просвещению. Как человеколюбивый правитель, он проводил смелые экономические реформы с целью улучшения положения простого народа, идя вразрез с интересами крупных собственников. Именно поэтому он и стал жертвой организованного ими заговора. Я считаю, что настало время восстановить эту историческую правду.

Беседовал Ёрмамат РУСТАМОВ.