По следам на песке
И там, где плескался полноводный Арал,
соленые пески и бледные туристы...
Драма Аральского моря ныне известна всему человечеству. Высохшее море-озеро волнует умы политиков и ученых, экономистов и медиков, становится источником вдохновения для творчества у поэтов, писателей, художников, которые в своих произведениях пытаются осмыслить случившееся. И сейчас в арт-резиденции Международного университета туризма и культурного наследия «Шелковый путь» у жителей Самарканда и его гостей появилась возможность вместе с художниками еще раз обратиться к этой безрадостной, но весьма знаковой теме.
Современные художники приехали в Узбекистан из разных стран, чтобы самим увидеть Муйнак, обнаженное дно некогда беспокойного моря, кладбище рыболовецких шхун, вдохнуть соленый воздух пустыни. А затем, если хватит моральных сил после пропускания через себя всей этой драматичной картины, выплеснуть впечатления на зрителя. Сил хватило практически у всех, но каждый сделал это по-своему, по-своему интерпретировав экологическую беду под названием "Арал".
Междисциплинарный художник из Тбилиси Мишико Сулакаури визуализировал проблему высыхания Аральского моря в своих плакатах. Он поднял ее до проблемы нравственной, показав, к чему могут привести безудержные желания человека потреблять ресурсы. Он задается вопросом, а нужно ли достигать цели, если за ней стоит уничтожение окружающей среды?
- В своих работах я всегда исследую взаимосвязи между обществом и городом, - поясняет Мишико, известный в арт-кругах под псевдонимом Lamb (ягненок). – Мне важно сосредоточить внимание людей на том, как культура воздействует на природу, как красота может преобразить внутренний мир человека.
Художник из Великобритании Ник Сэйерс в своих инсталляциях использует инженерные изобретения, научные открытия, достижения математики и физики. Он часто создает произведения искусства из переработанных повседневных материалов, чтобы раскрыть их творческий потенциал, делая абстрактные предметы доступными и увлекательными. После Муйнака, откуда он привез несколько мешков с аральским песком, на изобретенном им самим агрегате из велосипеда Ник создал орнаментальные инсталляции - спирографы. Также из песка с помощью форм он вылепил целый город, символизирующий хрупкость человеческой цивилизации по сравнению с жизнью планеты.
Ангелов Муйнака ташкентская художница Сарвиноз Касимова написала еще в 2018 году. Ее глубоко философская живопись была представлена на персональной выставке несколько лет назад в столице, но, безусловно, работы не потеряли актуальности, как и работы на аральскую тему Джамола Усманова. На выставке этот многогранный и талантливый узбекский художник, чтобы показать разницу между тем, что было и что стало, представил картины, которые написал еще в 90-е годы и после нынешней поездки. С болью в сердце он рассказывал, как около 30 лет назад он видел море из окна домика, в котором гостил, а ныне оно отошло на километры и километры вглубь, оставив соленую пустыню.
Иеву Каруку - художницу, живописца, мастера перформанса из Риги, чьи работы находятся во многих музеях и престижных галереях мира – Аралкум вдохновил на создание инсталляций, сочетающих в себе этнографию, историю и природу. Художница была вдохновлена самой поездкой и Самаркандом, горячо благодарила своего коллегу по цеху и симпозиуму Хуршеда Халилова за помощь в ознакомлении с древним городом и его традициями.
Кстати, безмерное восхищение Узбекистаном, поездкой в Муйнак, посещением в рамках симпозиума музея Савицкого, памятников Самарканда выразил и казахстанский художник Оразбек Есенбаев.
- Недавно в Узбекистане сняли фильм о Ялангтуше Баходуре, вы знаете, я, будучи из рода олчин, являюсь одним из его потомков, - рассказывает Оразбек Есенбаев. – Поэтому всю жизнь хотел побывать в Самарканде, увидеть его памятники. И мне повезло, я жил рядом с величественной площадью Регистан, которую достроил мой пращур. Это незабываемые ощущения. Конечно, они еще отразятся в моем творчестве. Что касается представленных работ на выставке, то обе картины называются «Семь желаний». Я не стал копировать, действительность, фотодокументов трагедии и так хватает, а решил выразить впечатления на языке метафоры. Желания я изобразил в символах пустыни – верблюде и черепахе. Рисуя их, я загадал про себя, пусть Арал расцветет, а на земле воцарится мир.
Безусловно, главным событием открытия выставки стал перформанс художника, критика, литератора, профессора Университета провинции Кёнбук (Южная Корея) Квеона Чжончана. На расстеленном полотне 6х10 метров перед входом в арт-резиденцию 70-летний художник с огромной кистью создавал произведение, олицетворяющего весь трагизм аральской экологической катастрофы. Огромная черная рыба, вернее, ее остов, лег черным пятном на совести человечества, допустившего высыхание моря-озера.
Арт-резиденция собрала десять художников из Узбекистана, Латвии, Грузии, Египта, Казахстана, Южной Кореи и Великобритании в пустыне Аралкум, чтобы они в своих произведениях искусства дали бы коллективный ответ нынешнего поколения на климатический кризис, - пояснила директор арт-резиденции и куратор выставки Дона Кулматова. – Это наш первый опыт проведения такого масштабного симпозиума, и, думаю, он вполне отвечает требованиям времени и потребностям аудитории. При всемерной поддержке министра экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Азиза Абдухакимова, симпозиум совместил туристическое и экологическое направления. Кроме того, арт-мероприятие привлекло людей искусства к актуальной социальной проблеме и активизировало в какой-то степени культурную жизнь Самарканда. Мы будем продолжать работать в этом направлении и дальше, объединяя вокруг арт-резиденции творческих людей, особенно молодежь. В планах проведение мастер-классов известных художников, организация лекций по изобразительному искусству и, конечно, выставок. Мы нацелены поддерживать молодых художников, начинающих и независимых активистов в сфере культуры и искусства.
В открытии выставки принял участие заместитель хокима области Рустам Кобилов.
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.