Память, дай мне силы ничего не забывать…
С каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей тех трагических событий Второй мировой, и тем дороже для нас каждое их воспоминание. Тяжёлыми воспоминаниями поделился и 96-летний ветеран войны Джума Хасанов, проживающий сейчас в махалле «Кул» города Самарканда.
Страшная весть о войне пришла в небольшое село 22 июня 1941 года. И уже через три дня Джума с товарищами направился в военкомат. Там их не стали даже слушать, а просто отправили домой. Но ребята не отступили, они стали ходить в военкомат каждую неделю и чтобы отвязаться от вчерашних школяров, военком пообещал призвать их, как только им исполнится восемнадцать лет. И слово свое сдержал. 27 июня 1942 года Джума Хасанов был призван и отправлен в город Пугачёв, где после двухмесячной подготовки в звании младшего сержанта отправлен на передовую в 275 полк 91 стрелковой дивизии. Первый бой под командованием генерала Казакова необстрелянные юнцы приняли под Москвой. Затем были Калинин, Белоруссия, Украина. Иногда после боев им самим приходилось охранять плененных фашистов, которых иногда было несколько тысяч, и лишь передав военнопленных внутренним войскам, двигались дальше на Восток.
- Иногда в дождливые ночи, когда воет ветер, в моей памяти один за другим возникают события тех лет, - говорит Джума-бобо. - Сентябрь 1943 года. Мы ведем бои в районе деревень Кишкеница, Пономари, Михеево, Малое Береснево и других. Наступил рассвет 14 сентября. Первыми заревели «Катюши», за ними шквал огня на противника обрушили артиллерия и минометы. Все это продолжалось около получаса, не успела осесть поднятая взрывами земля, как взревели моторы самоходных орудий и танков за ними метрах 100 – 150 двинулась пехота. В результате четырехдневных боев все деревни Духовщинского района Смоленской области были освобождены. В боях мы теряли боевых товарищей, в самом начале нас из Узбекистана было более девятисот, из которых к концу войны дожили две-три сотни. Четыре раза я был ранен, но после госпиталей вновь возвращался в свою часть. Из всех моих орденов и медалей мне дороже всего медаль «За отвагу», которую получил в 1944 году в боях под Кенигсбергом.
После победы над Германией в 1945 году 91-я гвардейская стрелковая Духовщинско-Хинганская ордена Ленина Краснознамённая ордена Суворова дивизия, в которой служил Д. Хасанов, была переброшена на Дальний Восток на борьбу с Японией. Спустя три месяца, после того, как Джума вновь был ранен и заболел брюшным тифом, его немного подлечив, мобилизовали. Вернувшись в Самарканд, он стал работать в колхозе, а позже на Самаркандской шелкоткацкой фабрике им. 26 Бакинских комиссаров, где проработал более 38 лет. У Джумы-бобо большая дружная семья - семеро детей, 48 внуков, более 100 правнуков и праправнуков.
Сегодня, когда с начала войны прошло уже много лет, мы все чаще слышим слова о том, что война - это давно забытое прошлое, но слушая Джуму-бобо, становится понятно, что для него война не забыта. Его жизнь - это настоящий урок мужества, и подрастающее поколение, должно чтить память о погибших в годы Второй мировой войны, уважать тех, кто выжил в этом огненном горне.
Рим МУСТАКИМОВ.
Фото автора.