Падающие минареты Регистана

Самарканд нельзя представить без Регистана. Регистан невозможно представить без архитектурного комплекса трех медресе, мечети и минаретов. Но несколько десятилетий назад древний возраст площади дал о себе знать: минареты – символы исламского Востока – чуть было не канули в пучину истории.

В 1965 году в советской прессе отмечалось одно из выдающихся событий в мировой реставрационной практике, а именно выпрямление в Самарканде сильно накренившегося юго-восточного углового минарета медресе Улугбека.

Выпрямление минарета по проекту инженера Э. М. Генделя и Е. О. Нелле производила бригада Карима Облакулова, состоявшая из 5 человек. Подготовка заняла два месяца, а само выпрямление 3 часа, еще 12 дней бетонировали и укрепляли полости. Минарет подняли с помощью десяти домкратов со стороны крена на 418 мм, после чего заполнили металлоконструкцией бетоном образовавшийся разрыв.

Многое зависело от точности исполнения работ, поэтому, кроме системы водяной нивелировки, велись и геодезические наблюдения за подъемом под руководством инженера Д. А. Дреннова. Выпрямление минарета велось в соответствии с общим планом работ по проекту инженерной консервации и утвержденному Методическим советом по охране памятников культуры Министерства культуры СССР.

Да, достигнутый к тому времени в бывшем Союзе высокий уровень техники позволил группе московских и узбекских специалистов при участии самаркандских народных мастеров в короткий срок успешно справиться с этой далеко не простой задачей. Но еще в 1932 году, в иных условиях технической оснащенности, было осуществлено выпрямление северо-восточного минарета знаменитого медресе Улугбека. Тогда это стало по-настоящему мировой сенсацией.

Первыми это заметили осенью 1918 года те, кто был ближе всего, книжный торговый люд и переплетчики. Их небольшие каркасные лавочки и одновременно переплетные мастерские располагались непосредственно вдоль северного бокового фасада, отстроенного в ХV веке, где давно уже стоял в наклоненном положении почти 32-метровый северо-восточный минарет. Но тут он пришел в движение: щель между стволом минарета и примыкающим помещением аудитории-дарсхана за день стала больше.

Об этом почти тотчас решили известить базарного старосту и Василия Вяткина, считавшегося по старой памяти надзирателем за состоянием самаркандских памятников. Выслушав сделанное ими заявление, вызвал к себе областного архитектора Михаила Фёдоровича Мауэра и вскоре уже вместе с ним зашагал на Регистан. Осмотр длился свыше часа. Мауэр решил, что минарет действительно начал поступательное движение. Вечером, в тот же день В. Вяткин побывал у своего приятеля, такого же, как он, любителя археологии, инженера Бориса Николаевича Кастальского. Он предложил немедленно создать комиссию для решения вопроса о судьбе минарета.

Члены комиссии отчётливо осознавали, что знаменитое медресе Улугбека является памятником большого научного и художественного значения, главный его фасад без одного углового минарета окажется недопустимо обезображен. Пропадет при этом цельность всего прекрасного архитектурного ансамбля, который слагается из зданий медресе Улугбека, Шердор и Тилля-Кори, с трёх сторон обступающих площадь Регистан.

Между спорами специалистов как восстановить минарет, судьба падающего минарета становилась достоянием общественности. Вспомнили, что при старом режиме в Самарканде, да и в других местах имели место несколько случаев падения старинных минаретов. Так, в 1870 году упал один из четырех минаретов этого самого медресе Улугбека. В 1868 году рухнул один, в 1903 году и другой минарет мавзолея Амира Темура.

Общественность того времени хотела более новых и научно-обоснованных решений. Их подкупала научно-обоснованная аргументация Мауэра. В его смелом предложении «оторвать» громаду минарета от здания, качнуть его, выпрямить и отпустить на прежнее место целиком они чувствовали нечто созвучное прокатывавшимся по всей стране волнам революционного подъема. Крылатая фраза Мауэра «Когда минарет будут выпрямлять, сам буду стоять у его основания, а он и не переломится, и не упадет» быстро облетела многие, недавно сформированные советские учреждения Самарканда.

Вскоре во дворе медресе были вкопаны в землю глубокие деревянные якоря. Минарет на половине высоты опоясали досчатым корсетом, а двадцать четыре стальных троса, весившие 36 тонн, перехватили его накренившийся ствол. В течение некоторого времени измерительные приборы отмечали еще небольшие, с каждым днем уменьшавшиеся движения минарета в сторону наклона. Еще немного и минарет «остановился», отойдя своей верхней частью от нормального положения все же на 1,8 метра.

«Остановился!» Это была первая крупная победа. Временная система до 1927 года остановила наклон минарета. Несмотря на финансовые трудности и исключительный дефицит строительных материалов, были выделены все средства для временного закрепления минарета в наклонном состоянии. За это время Мауэр провёл многолетние наблюдения и вычисления. Изучая историю памятника, он столкнулся с языковым барьером, так как многие исторические документы были написаны на персидском языке, поэтому он изучил этот язык. Проведя лично детальный обмер памятника, М. Ф. Мауэр убеждается в правоте своего решения, что минарет можно выпрямить, не разбирая его.

 Надо отметить, что первоначальный проект, разработанный М. Ф. Мауэром, был отклонён, затем был разработан 2-й проект совместно с инженером В. Г. Шуховым на основе идеи, предложенной Михаилом Фёдоровичем.

В 1932 г. установленную арматуру привели в действие, огромный ствол минарета был целиком отделён от своего основания, затем был закреплён на раме с шатунами. Повреждённую нижнюю часть удалили от уровня фундамента, заменив её железобетонной кладкой. Затем короткими поворотами винта с паузами разной длины в течение нескольких часов ствол минарета качнули в обратном направлении и… выпрямили. Постепенно вытаскивая из-под него одну за другой мощные двутавровые железные балки, был установлен минарет весом около 400 тонн на новом основании в вертикальном положении.

Таким образом Михаил Федорович Мауэр стал первым создателем в Средней Азии научно-обоснованной архитектурно-реставрационной практики, новых идей в этой области и пионером заложения хороших традиций.

Шероз БАКИЕВ.

НА СНИМКАХ: Медресе Улугбека начала ХХ века (С. Прокудин-Горский) и современный вид.