Огненная дорога танкиста

Рядовой Ахад Очилов в 17 лет ушел на фронт из родного села Арабхона Самаркандского района. На своем танке, как и герой его любимого фильма «Отец солдата», он дошел до Берлина. И сегодня Ахад Очилов принимает поздравления и вспоминает те далекие дни…

Уже шесть месяцев Ахад Очилов осваивал технику и совершенствовал свои военные знания недалеко от Ашхабада. Видимо, быть танкистом пареньку из Самарканда, что говорится, сам Бог велел: и навыки имел подходящие, и здоровье отменное, да и гусеничная техника была ему хорошо знакома, так как до мобилизации в колхозе пришлось посидеть за трактором, который поднимал зябь. В тот день стрельбы на полигоне показали, что отстрелялся экипаж Ахада Очилова на «отлично». А на следующий день курсантов через Каспийское море отправили в Баку.

Первое боевое крещение было на Кавказе, их танк поддерживал огнем советское мотострелковое подразделение. Главное - везде, где только было возможно, выручали своих боевых собратьев танкисты. Боевая машина командира Ахада Очилова приняла участие в освобождении от врага Украины и городов Европы. Через море и долины, через горы и страдания, через огонь и смерть пришлось пройти танкисту за три года войны.

Весной 1945 года бронеколонна Красной Армии продвигалась в венгерском городе Кечкемет. Внезапно раздались характерные хлопки, это стали бить по машинам противотанковые гранатометы. Одна из гранат поразила танк, где сидела команда Ахада. Танкисты стали выбираться из машин, одна из пуль попала первому вышедшему - заряжающему из Украины. Ахад ловко поднял хромавшего друга на плечо и побежал в укрытие.

Командир заметил, что на чердаке церкви удобно расположился враг и из пулеметной очереди стреляет по нашим солдатам.

- Боец ко мне, - скомандовал нашему земляку генерал, - приказываю подняться на чердак и уничтожить пулеметчика.

Ахад осторожно зашел в помещение церкви и, сняв обувь, тихо поднялся наверх. Фашист увлеченно стрелял по живым мишеням, а поражая цели, радостно хохотал. Танкист в один прыжок бросился на врага с ножом и поразил его. Когда же вернулся в штаб, оказалось, что всё это время был ранен.

Ахада отправили в санбат, но и тут транспорт, в котором ехал наш земляк, попал под обстрел, водителя ранили. Ахад не стал долго размышлять, спустился с машины и ползком с тыла уничтожил фрица. Потом сам сел за баранку и погнал машину с ранеными до санбата. Когда его после помощи высадки раненых осмотрела врач, оказалось, что у Ахада самого были осколочные раны в голову и ягодицу. Удивление врача Анны Мартекс было очень велико, особенно, когда он отказался от наркоза во время операции.

Танкист лечился 27 дней, а после опять пошел в свою часть, которой командовал II Украинским фронтом маршал Родион Малиновский. Однако танк дали с женским экипажем, ему объяснили, что на войне не хватает бойцов.

Победу Ахад Очилов встретил в Берлине, но его не демобилизовали: как адъютант генерала он еще четыре года служил в Германии. Только в 1950 году возвратился домой с орденами и медалями на груди. Радости отца не было предела, а вот мать к тому времени умерла. Председатель хозяйства Али Алиев поручил бухгалтеру рассчитаться с бывшим колхозником, оказывается, на его счету было 800 рублей, плюс колхоз в качестве помощи выделил мешок зерна. На эти деньги и подарок он женился на Зубайде Очиловой.

Бывший танкист окончил педучилище, затем вечернее отделение филологического факультета Самаркандского государственного университета и более 50-и лет работал преподавателем в родном кишлаке Арабхона. Наверное, в махалле нет семьи, где не было бы его учеников, многие пошли по стопам учителя и работают в различных школах Самарканда. Сам же Ахад-бобо Очилов воспитал шестерых детей, которые работают в разных отраслях. Дочь Зулайхо стала учительницей.

Сейчас у ветерана войны 20 внуков, 32 правнука и две праправнучки. Девять невесток заботятся о главе династии Очиловых. В эти дни в их доме очень много гостей. По поручению редакции мы тоже побывали в его доме. И остались пораженными тем, что бывший танкист по сей день очень бодрый, а главное – помнит все до мельчайших подробностей.

- Я очень благодарен нашему Президенту, дорогому Шавкату Миромоновичу, с которым уже трижды встречался, - сказал он, - благодаря его заботе, я отдыхал в здравнице на Кавказе, получаю денежное вознаграждение. Почти каждый день приходит медперсонал и спрашивает о моем самочувствии.

Кстати, у 99-летнего ветерана войны очень интересный распорядок дня и меню: он рано встает и занимается физкультурой, питается молоком, яйцами, сливочным маслом и разными кашами.

- У моего отца стало традицией каждый день в YouTube смотреть художественные фильмы об Отечественной войне, - говорит его дочь Зулайхо. - Не будет преувеличением, если скажу, что фильм «Отец солдата» - один из его самых любимых, смотрел он его сотню раз, но продолжает пересматривать.

- Мое долголетие генетическое, перешло от деда и отца, - говорит Ахад Очилов, - например, дед жил 115 лет, отец умер в 98 лет. Дело в том, что я избегаю удовольствия, которые рождают печаль и страдания. Как говорят врачи, высшая мудрость заключается не в самоотречении, а в умении находить удовольствие в самых малых вещах, умеренности. Не злоупотребляю спиртными напитками, дружу со спортом, работаю с кетменем. Иногда вспоминаю свои огненные дороги, молодость, хочется увидеть братьев по оружию, но к сожалению, уже нет их в живых. Осталось молиться за них и за сегодняшних защитников Отечества.

- На следующий год 10 марта будем отмечать столетие нашего отца, - говорит Зулайхо, - если союзы писателей и журналистов Узбекистана выпустили бы его воспоминания, то было бы очень здорово. Потом можно и кино снять по этому сценарию, думаю, получилось бы не хуже фильма "Отец солдата"…

Зохир ХАСАНЗОДА.