Один суд – одна инстанция

Что означает термин «Один суд – одна инстанция»? Какое наказание предусмотрено в законодательстве судье, допустившей ошибки и нарушений в судебном процессе? Эти и другие вопросы были в центре внимания участников пресс-конференции, которая прошла в областном Доме печати с участием нового председателя областного суда Олимжона Хайитова.

Было отмечено, что на десятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, которое состоялось 19 декабря 2020 года, были одобрены законы по внесению изменений в Уголовные, Экономические и Гражданские процессуальные кодексы и в Закон об административной ответственности  Республики Узбекистан. В результате чего, на основе судов по уголовным, экономическим и гражданским делам был образован областной суд. В системе были отменены инстанции, повторяющие друг друга, и внедрена новая структура – «Один суд – одна инстанция». У председателя областного суда будут три заместителя по уголовным, экономическим и гражданским делам. 

– Согласно новой структуре, теперь районные, городские суды и некоторые областные суды по сложным делам, относятся к первой инстанции, - сказал Олимжон Хайитов. – Суды областного уровня относятся ко второй аппеляционной инстанции, а Верховный суд Республики Узбекистан относится к третьей кассационной инстанции. Кроме того, в составе Верховного суда был образован специальный суд, который занимается инвестиционными спорами и спорами, касающимся конкуренции между субъектами малого бизнеса и частного предпринимательства. Теперь для решения своих споров и проблем инвесторы имеют право напрямую обратиться в Верховный суд Республики Узбекистан. Это укрепит доверие людей к нашей судебной системе и послужит увеличению количества инвесторов, которые хотят реализовать свои проекты.

Право рассмотрения дел по административным правонарушениям также было передано в распоряжение судам по уголовным делам.   

Были упрощены районные и городские суды по административным делам и образован межрайонный суд, который занимается подобными вопросами.

Одним из важных нововведений в судебной структуре – это учреждение должности начальника информационной службы, который будет работать в тесном контакте с представителями СМИ. Он несет персональную ответственность за обеспечение необходимой информацией журналистов. В областном суде на эту должность на днях был назначен главный редактор газеты «Адолат сари» Садриддин Набиев.

– Журналисту или блогеру предоставляется право освещать в прессе судебный процесс только после согласования прокурора, адвоката и подсудимого, и с разрешения председателя суда, - сказал Ориф Пардаев. - Представитель СМИ, участвующий в судебном процессе, должен знать и соблюдать законы Республики Узбекистан «О средствах массовой информации», «Об общественном контроле», «О защите журналистской деятельности», «О судах», соответствующие нормативные документы, и не должен оказывать какое-то воздействие на председателя суда, прокурора или адвоката.

Кроме того, корреспондент не имеет права предсказывать ход событий, делать преждевременные выводы до решения суда и публиковать материал с подобными соображениями. Суд предупреждает журналиста о правдивости, достоверности и прозрачности подготавливаемого материла, о чем вносит соответствующую запись в протокол заседания. Судья также не имеет права давать интервью или выступать в СМИ по делу, по которому не вступило в законную силу соответствующее решение.

По действующим нормативным документам судье, допустившему ошибки в судебном процессе, предусмотрено наказание в виде выговора или штрафа, но только после соответствующего решения Верховного суда и Верховной судейской коллегии.

На пресс-конференции журналисты также получили исчерпывающие ответы на интересующие вопросы от председателя областного суда по административным делам Ботирали Дониёрова и судьи Орифа Пардаева.

Ё. РУСТАМОВ.