Обитель отшельников
Уникальный горный архитектурный ансамбль Катта Лянгар в Кашкадарьинской области расположен в центре узкого ущелья Кук-Су в долине Лянгар-сая и включает мечеть и мавзолей Лянгар-ата. Занимая господствующую высоту, мавзолей виден отовсюду и производит ощущение "космического" объекта.
В мавзолее Лянгар-ата погребены шейхи очень влиятельной в XV-XVI вв. суфийской общины "ишкийа" (от "ишк" - "всеохватывающая любовь к Богу, ведущая суфия по мистическому пути").
Во второй половине XV в. при дворах темуридов доминирующее влияние получило братство "накшбандийа" во главе с Ходжой Ахраром, для которого суфии "ишкийа" были конкурентами. Тогда под давлением властей община "ишкийа" переселилась из-под Самарканда в это удаленное горное место.
Когда Шейбаниды в начале XVI в. отобрали у темуридов власть в Мавераннахре, то они, наоборот, подвергли гонениям "накшбандийа" и поддержали "ишкийа". В то время главой "ишкийа" был шейх Мухаммад Садик (ум. 1545), которого и называют Лянгар-ата.
Лянгар означает "якорь", "остановка" - так часто в Центральной Азии называют место погребения ("последнюю остановку") святых персон. При жизни шейха Мухаммад Садика в горном селении построили крупную мечеть, а на противоположном холме мавзолей, где нашел упокой его отец и прежний глава общины шейх Абу-л-Хасан Калан. Позднее там же похоронили шейха Мухаммада и его сына.
Реликвиями общины "ишкийа" были уникальная рукопись Корана VIII в. и легендарная хирка ("плащ") Пророка Мухаммада. Хирку увезли во время вторжения афганцев в середине XVIII в. и хранят в мавзолее Ахмад-шаха Дуррани в Кандагаре. Страницы лянгарского Корана находятся в Ташкенте и Петербурге.
Паломники, прибывшие к святым местам, начинают свое путешествие с молитвы в мечети Садика, которая возвышается на горе. Это сооружение было построено здесь в начале XVI века, а потом к нему были добавлены несколько пристроек, в том числе большой и просторный зал для молитвы. Здесь можно услышать самые разные древние легенды и сказания, одна из которых рассказывает о том, как в самом начале строительства оказалось, что для возведения последней колонны не хватило дерева. Тогда суфий Мухаммад взял обычный куст хлопка и превратил его в большое и могучее дерево, которое и было срублено для изготовления недостающей колонны.
Внутри мечети стоит древний сундук, в котором ранее хранили Коран, принадлежавший второму халифу Османа. Этот Коран является самым знаменитым из существующих, а сегодня он находится в библиотеке мусульманского духовного управления и лежит в специализированном помещении. Сундук, где хранился Коран, был изготовлен для эмира Бухары, Музаффар-хана более века назад. Там же держали и прочие реликвии из Катта Лянгара. Сейчас он стоит в гробнице шейха Мухаммада в комплексе Катта Лянгар, поэтому увидеть его может любой турист, посетивший село.
Если повернуться спиной к мечети и посмотреть на холм напротив нее, залитый лучами ласкового солнца в течение всего дня, то можно увидеть обитель суфиев, где молился Мухаммад Садик. Мазар суфия стоит на самой вершине горы, а ниже по склону расположены усыпальницы десятков суфиев ордена ишкйа.
Усыпальница главного суфия Катта Лангр Мухаммада - это мавзолей из красного обожженного кирпича, имеющий лаконичный внешний вид почти без украшений. Здесь же покоится отец Садика, Шейхзаде Абул-Хасан и его потомок, Абул-Хусейн Ахунда. Для того чтобы подняться к мавзолею, нужно преодолеть высокую лестницу, во время пути по которой паломники должны отрешиться от суеты будней и прийти в гармонию со своим духом и окружающим миром.
Природа села Катта Лянгар будто создана для медитаций и философских размышлений. Ее холмы, будто огромные стражи, хранят покой поселка, отгораживая от суеты городов, а шум листвы и журчание ручьев дарят покой и умиротворение. Именно здесь можно в полной мере почувствовать мудрость суфиев, которые отрешались от светского мира и вели аскетичный образ жизни, стремясь приблизиться к Богу.
Ринат АБДУЛЬМАНОВ.