О проблемах бизнеса и их решении

Рынок Узбекистана стремительно растёт: за последние четыре года ВВП страны увеличился, экономический рост составил 24%. Рынки быстрее концентрируются, и предпринимателям нужно этому соответствовать. Но никто не застрахован от проблем и, если они значительные, то нужно подключать «тяжёлую артиллерию». О проблемах узбекского бизнеса и их решении рассказывает заместитель уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (бизнес-омбудсмана) Жамшид УРУНОВ.

- С начала года у бизнес-омбудсмана расширились полномочия…

- Да, Закон «О внесении изменений в статьи 245 и 245 (8) Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности» направлен на защиту права на частную собственность и предупреждение случаев вмешательства должностных лиц в отношения, связанные с недвижимостью. В частности, в Кодексе об административной ответственности устанавливается, что уполномоченный при Президенте по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства правомочен рассматривать дела по некоторым административным правонарушениям, касающимся случаев нарушения интересов предпринимателей.

- С какими проблемами сталкиваются сегодня предприниматели?

- В основном, проблемы касаются кредитов. Ряд проблем зачастую связан с тем, что бизнес-план не просчитан до конца. Да и пандемия внесла свои коррективы. Кроме того, последние события, происходящие в мире, тоже очень сильно влияют на наших предпринимателей. Поэтому представители бизнес-среды обращаются с вопросами пролонгации, диверсификации, рассмотрения сроков погашения долгов.

Нужно понимать, что у Центрального банка есть свои нормативные документы, но, по мере возможности, банки идут на встречу. Причём многие предприниматели признают, что у них уже была пролонгация и не раз, но бизнес не оправдывается. Многие брали валютные кредиты, чтобы наладить новое производство. Помимо запуска оборудования, выпуска продукции, необходимо осваивать рынки сбыта. А когда они брали кредиты, узбекский рынок ещё не был насыщен. Не просчитав всё как следует, запустили дело, как говорится, посмотрев на соседа – у него получается, значит, и у меня пойдёт. Отсюда и проблемы.

Также существуют сложности в стандартах. У нас производят продукцию, но она не соответствует нормативам, их просто нет. Возьмём фарфоровую посуду, ну скажем, «Пахтагул». Производитель один, но продукция разная – оттенок, узоры не одинаковые. Потому что нет производителей каолина, который по стандарту выпускает его для этого производителя.

- В результате ухудшается качество местной продукции

- Да, во-первых, качество на низком уровне. Во-вторых, увеличивается брак. А когда брака много, то это приводит к удорожанию продукта. Если на местном рынке ещё как-то можно это реализовать, но на международном уровне сложно. На зарубежных рынках учитывается всё, заключаются договора, и предприниматель должен отвечать за эту цену. Продать некачественный товар за высокую цену сложно.

Также существуют проблемы, связанные с землёй. До сих пор к нам часто обращаются по этому поводу. Потому что 30 лет не было такого понятия, как онлайн-аукцион. И люди по привычке обращаются с просьбой выделить землю. Сейчас этого сделать нельзя, запрещено законодательно. Это один из случаев, который не в силах решить бизнес-омбудсман.

- Бывают вопросы, которые не урегулированы законом?

- Бывают. Основываясь на возникающих проблемах, мы вносим предложения для принятия нормативных документов или же разрабатываем проекты самих нормативных документов и вносим в администрацию. Всё это обосновываем статистикой, фактами. К примеру, в 2018 году вышел Указ Президента о налоговой амнистии. Предложения с нашей стороны были внесены на основании огромных задолженностей предпринимателей. Некоторые были связаны со штрафами, у других с развитием бизнеса и т.д. Проанализировали такие случаи, итоговая сумма была колоссальная. Точно не скажу, но сумма шла на триллион. Мы внесли предложение в администрацию и вскоре вышел Указ Президента, на основании которого задолженности были просто списаны. Потому что этих денег все равно не было бы, найти и заплатить их тем предпринимателям было не под силу.

Приведу ещё пример. С 2018-2019 годов стало уделяться внимание экспорту, для этого государством предоставляются все условия. Многие стали выходить на внешние рынки. Затруднение было в том, что без стопроцентной предоплаты покупателя, продавец не мог вывезти товар за рубеж. То есть покупатель должен был выкупить ещё не поступивший товар. Экспорт в таких условиях развиваться не мог. Стараниями бизнес-омбудсмана вышел Указ Президента об облегчении некоторых аспектов и отмене этого условия.

С развитием предпринимательства естественно, когда возникают всё новые и новые препятствия. Но они решаются, причём быстро. Часто принимаются новые указы, постановления. Этого многие не замечают, но даже трудные проблемы решаются. Экономика Узбекистана растёт - новый бизнес, новые направления, новая продукция, а значит, должны меняться и нормативные документы, что и происходит.

Беседовала Юлдуз ХАЙДАРОВА.