О правде жизни с Озодом Негматовым
«Что моя жизнь? Лишь тоска да забота!
С утра до вечера - та же работа!
Голод и холод меня стерегут…»
Валерий Брюсов.
Батраки, поденщики, мардикоры… Все знают о них, наемных работниках, нередко пользуются их трудом за 250-300 тысяч сумов в день. Но, что это за люди в целом и в частности? Отразить грани социально-экономического явления, называемого рынком поденного труда или по-нашему – мардикор-базаром, решил в своем творчестве самаркандский художник Озод Негматов. Выставка с привычным слуху словом – «Базар» - проходит сейчас в галерее «Чорсу» недалеко от Регистана.
На такие выставки, как «Базар», нужно ходить после их открытия, потому что каждая работа требует вдумчивого взгляда и отсутствия праздничной суеты, сопутствующей таким мероприятиям. К тому же «Базар» Озода оглушает и ослепляет зрителя своей правдой жизни, ничем не завуалированной, а наоборот, выпукло обнаженной. Большие полотна, минимализм цветовой гаммы и простые линии позволяют напрямую воздействовать на эмоции аудитории, вызывая всплеск разнообразных чувств – надежды и отчаяния, удивления и сострадания, тревоги и грусти. Да, безусловно, красно-черное, черно-фиолетовое, желто-серое – всё это отнюдь не тот колорит, который настраивает на беспечную радость, но и негативом правду жизни трудно назвать.
- Я 15 лет проезжаю мимо мадрикор-базара возле птицефабрики и, конечно, не мог не поднять эту тему в своем творчестве, - признается Озод Негматов, живущий в Агалыке Самаркандского района. - Немало там стоящих знаю лично, знаю, почему они не работают где-то постоянно, а предпочитают однодневный заработок, у каждого своя история. Есть среди них мужчины и женщины с высшим образованием, много молодежи, которым просто негде работать из-за отсутствия квалификации, профессии. Некоторые признавались, что сами не хотят где-то постоянно работать, мол, с наемного на день-два работника спрос маленький, не нужно нести большую ответственность. Сколько раз наблюдал разные ситуации на этом базаре: и споры, и драки, и слезы. Люди стоят и ждут работодателя в любую погоду, столько эмоций на их простых сельских лицах. Я должен был их написать когда-нибудь…
Озод работал над экспозицией два года, соединяя фотоколлаж, плакат и живопись, выбирая сюжеты, палитру. В стилистике художника чувствуется театрально-декорационная школа: Озод - ученик заслуженного деятеля искусств Узбекистана Даврона Сафоева, много лет проработавшего в Самаркандском театре музыки и драмы (ранее оперы и балета). И Негматов намеренно выбрал язык плаката – воплощенного восклицательного знака. Художнику было важно донести весь драматизм стихийного рынка поденщиков, ставшего неотъемлемой частью пейзажа не только пригорода, но и региона в целом. За растущим населением давно не поспевает рынок вакансий, а потому «Базар» Озода Негматова не столько о локальном мардикор-базаре, сколько о проблеме безработицы, давно захлестнувшей планету и ставшей источником другой проблемы – торговли людьми.
Отмечу, что выставка Озода Негматова должна была пройти в Ташкенте еще в апреле, но по невнятным причинам ее отменили в одном из выставочных залов. Однако это отнюдь не смутило художника, работы которого сегодня выставляют в Европе и покупают за рубежом. Думается, что в скором времени имя Озода Негматова мы еще увидим на ведущих арт-площадках мира.
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.