Нуриддин Басир: история одного мавзолея
Недалеко от мечети Хазрат Хызр, за известным на весь мир мемориальным комплексом Шахи-Зинда, на южной окраине древнего городища Афрасиаб, у родника с чистейшей водой стоит небольшой скромный мавзолей шейха Нуриддина Басира. О нем знают не все самаркандцы, а тем более гости города, хотя некогда сам Сахибкиран спешивался, чтобы прочитать дуа у могилы этого человека, а набожные люди снимали обувь, проходя мимо мавзолея святого. Кем был Нуриддин Басир и почему его почитал Амир Темур? Попробуем разобраться.
История оставила не так много сведений об этом исламском богослове, который проповедовал не столько основы религии, сколько поддерживал в местных жителях разоренного после монгольского нашествия Самарканда веру в лучшее, давал надежду и помогал не пасть духом.
Уроженец ташкентского селения Нуджкент, слепой от рождения Нуриддин получил прозвище Басир, что с персидского языка означает "видящий даже с закрытыми глазами" или "зоркий". Свое начальное религиозное образование получил у своего отца, а затем стал мюридом у известного шейха Зайниддина Куи Арифана, который считается сыном Шихабаддина Сухроварди - основателя суфийского тариката "сухровардия". В молодости Нуриддин Басир вместе с матерью переезжает в разоренный после монголов Самарканд, селится вблизи древнего канала Новадон и начинает проповедовать суфийское учение.
Биография шейха не пестрит подробностями, но из книги "Малая Кандия" Насафи известно, что Нуриддин Басир имел высшую духовную степень суфиев - Кутби-Чаардахум, а своими мудрыми наставлениями и скромным образом жизни он обрел множество сторонников и учеников. Скончался шейх в 1242 году в Самарканде, и был похоронен по собственному завещанию недалеко от своего жилища, где существовало древнее кладбище. Спустя почти два с половиной века, Амир Темур, ставший правителем огромной империи, решил по совету одного из своих духовных наставников (возможно, Бурханаддина Сагарджи) перенести прах Нуриддина Басира в цитадель Куксарай, а над могилой построить величественный мавзолей с куполом. Высота купола достигала пяти метров, он был виден со всех точек Самарканда.
В цитадели, где размещались войска Амира Темура, было воздвигнуто немало зданий. Самые известные среди них - дворцы Куксарай и Бустансарай, где часто останавливался Потрясатель вселенной и его приближенные. Перед важными походами Темур часто посещал мавзолей Нуриддина Басира, где читал молитвы. Чуть позже рядом с мавзолеем Басира завещал похоронить себя и глава мусульман Пекина Бурханаддин Сагарджи, над прахом которого чуть позже был возведен мавзолей Рухабад. В целом же, в середине XIV века в Самарканде почитание Басира было так велико, что, как сообщает историк Абдул Хасан, "благочестивые люди и религиозные деятели, включая шейх-уль-ислама, проходили рядом с его погребением пешком, и даже снимали обувь".
Почему так почитали Нуриддина Басира? По мнению кандидата педагогических наук Алексея Арапова, который, в свою очередь ссылается на академика Василия Бартольда, на религиозные воззрения Амира Темура немалое влияние оказал шейх Шамсаддин Кулал, который в молодые годы был его духовным наставником. Признано, что именно он вдохновил юного Темура идеей высокого предназначения как будущего властителя мира.
Шейх Кулал долгое время жил и проповедовал в Карши и Кеше и пользовался исключительным духовным авторитетом в уделе Барласов. Во время хаджа в Мекку Кулал приобщился в суфийских центрах Ирака к тарикату "сухровардия" и стал распространять это учение в Мавераннахре. Напомним, что именно к тарикату "сухровардия" принадлежал и шейх Нуриддин Басир, живший за сто лет до Кулала. Кстати, о влиянии этого суфийского направления на Амира Темура говорит и тот факт, что над мазаром учителя шейха Басира - шейха Зайнаддина Куи Арифана (Зайнаддина Баба) в Ташкенте также возводится им мавзолей-чартак. Позднее этот мемориал был перестроен и сохранился до наших дней на ташкентском кладбище Кукча.
К сожалению, участь мавзолея Нуриддина Басира, построенного Темуром, печальна. После захвата Самарканда Российской империей в 1868 году на возвышенности Куксарай была построена оборонительная крепость. Как и руины дворцов Куксарай и Бустансарай, мавзолей Нуриддина Басира и другие постройки эпохи Темура оказались на территории российской крепости, которую мы можем отчетливо видеть на картине В. Верещагина: "Главная улица в Самарканде с высоты Цитадели ранним утром".
В 1881 году во время расширения и укрепления крепости мавзолей Басира и остальные архитектурные исторические памятники, в том числе дворцы Куксарай и Бустансарай, к тому времени полуразрушенные веками и землетрясениями, по распоряжению начальника Зеравшанского округа Н. Иванова, были взорваны. Снос построек, и особенно снос почитаемого мавзолея вызвал резкое недовольство самаркандцев, и тогдашний главный казий Самарканда - Саид Мир Низамиддин Ходжа (потомок Махдуми Азама) с позволения властей перенёс мощи святого шейха в район мечети Хазрат Хызр, где они находятся и поныне.
В советские годы могила святого была забыта и заброшена. После обретения Узбекистаном независимости в 1991 году учёными были изучены исторические документы и установлено точное местоположение могилы Нуриддина Басира. В 1997 году потомками Саида Мир Низамиддина Ходжи над могилой святого на добровольные пожертвования горожан был построен нынешний мавзолей. Здесь, как напоминание об утрате, понесенной Самаркандом, по сей день висит фотография величественного мавзолея XIV века.
По мнению кандидата архитектуры Рахима Авазова, сегодня, если произвести археологические раскопки правее моста через улицу Дагбитская, то можно обнаружить останки фундамента мавзолея, построенного Темуром. Восстановить физически его вряд ли удастся, и это не будет отвечать международным требованиям по сохранению исторических архитектурных памятников. Однако с помощью современных технологий и 3Д-реконструкции, на основе сохранившихся документов и фотографий, можно воссоздать исторический памятник эпохи Амира Темура и явить миру еще один объект национального культурного наследия, сделав его также туристическим объектом.
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора и архива из Библиотеки Конгресса США.
Картина "Главная улица в Самарканде с высоты Цитадели ранним утром"